Близкий пролет звезды мог определить облик Солнечной системы

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Наша Солнечная система сформировалось примерно 4,6 млрд лет тому назад из газово-пылевого диска. Многие детали этого процесса по-прежнему плохо понятны ученым. Одна из основных загадок связана с объектами, расположенными за нептунианской орбитой. В отличие от планет, они движутся по весьма вытянутым траекториям с большими наклонениями. Кроме того, их суммарная масса на удивление мала — почти в 1000 раз меньше массы тел внутри орбиты Нептуна.

Существует несколько объяснений этого расхождения. Одно из них заключается в том, что во время формирования Солнца рядом с ним прошла звезда, «похитившая» часть вещества из протопланетного диска. Оставшийся материал был «разбросан» по наклонным орбитам со смещенным центром.

Схема формирования Солнечной системы. Источник: nrao.edu

Команда исследователей из Института радиоастрономии Общества Макса Планка решила проверить эту возможность. Ученые провели серию компьютерных симуляций последствий подобного визита. Во время моделирования размеры газово-пылевого диска варьировались в пределах от 100 до 200 а.е., а масса светила — от 0,1 до 50 солнечных.

В ходе исследования ученые пришли к выводу, что подобный сценарий вполне вероятен. Звезда, с массой от 0,3 до 1 солнечной, прошедшая на расстоянии от 50 до 150 а.е. от Солнца, вполне могла оказать существенное влияние на нашу планетную систему. Такой визит не только объясняет странные орбиты транснептуновых объектов и пропажу вещества из газово-пылевого диска, но и разрешает несколько других, плохо объяснимых особенностей, в том числе соотношение масс Нептуна и Урана, а также существование двух различных популяций объектов пояса Койпера.

Ключевой вопрос заключается в вероятности подобного события. Сами по себе столь тесные сближения одиночных звезд невероятно редки. Но, как правило, светила формируются не поодиночке, а в скоплениях, и наше Солнце вряд ли является исключением. А это значит, что на ранней стадии эволюции Солнечной системы шансы такой «встречи» были намного выше, чем сейчас. По оценкам ученых, вероятность пролета иной звезды через ближайшие окрестности Солнца, во время его формирования, составляет около 20-30%.

По материалам  http://iopscience.iop.org