№9 (110) 2013

Органические молекулы в Космосе

В начале XX века разреженная межзвездная среда считалась местом, где не способны возникнуть (а тем более долгое время существовать) даже самые простые молекулы. Бытовало убеждение, что ее могут «населять» только отдельные атомы и ионы водорода, гелия и пары десятков более тяжелых элементов. Но вот в конце 1930-х годов в спектрах межзвездного вещества были найдены спектральные линии поглощения, которые не удалось приписать какому-либо химическому элементу. Оказалось, что эти линии принадлежат не атомам, а молекулам – очень простым двухатомным соединениям углерода (CH, CN и другим). Однако сюрпризы, поджидавшие исследователей в межзвездном пространстве, на этом не закончились…

Дмитрий Вибе

«Средний класс» Солнечной системы

В августе 2006 г. Конгресс Международного астрономического союза в Праге «обогатил» Солнечную систему новой категорией объектов, получивших название «карликовых планет». По размерам и массе они занимают промежуточное положение между планетами и астероидами. Пока к ним относят всего пять небесных тел, однако не исключено, что очень скоро эта группа пополнится новыми членами – не только теми, которые еще предстоит открыть, но и уже известными объектами, пока что имеющими «астероидный» статус.

Анатолий Видьмаченко, Владимир Манько

Генерал Завалишин и его космические старты

24 августа исполнилось 80 лет со дня рождения генерал-майора Анатолия Павловича Завалишина – выдающегося деятеля мировой космонавтики, бывшего заместителя начальника космодрома Байконур, человека, посвятившего последние годы своей жизни развитию ракетно-космической отрасли Украины.

Эдуард Кузнецов