№2 (104) 2013

№2-3 (104) 2013

Космические телескопы. Часть I. Оптический диапазон

По случаю 90-летия выхода в издательстве Ольденбурга в Мюнхене книги Германа Оберта «Ракета в космическое пространство», в которой была впервые сформулирована идея размещения астрономических инструментов на искусственных спутниках Земли, наш журнал начинает публикацию цикла статей о действующих в настоящее время космических телескопах. Открывает этот цикл материал о внеатмосферных обсерваториях, работающих главным образом в видимом диапазоне электромагнитного спектра (непосредственно воспринимаемом человеческим глазом).

Редакционная статья

Небесный форпост «холодной войны»

В начале 60-х годов прошлого столетия передний край противостояния двух общественно-политических систем простирался от морского дна до околоземной орбиты. Впечатленные успехами советской космонавтики, многие американские аналитики предсказывали, что СССР вот-вот запустит в космос 75-тонную пилотируемую платформу, оснащенную ядерным оружием. Стремясь не оказаться аутсайдером на новом театре военных действий, Военно-воздушные силы США начали разработку собственного «форпоста» на орбите. Поначалу казалось, что проект американской военной орбитальной станции, получившей обозначение MOL (Manned Orbiting Laboratory), имеет все шансы на успех…

Леон Розенблюм

Над Челябинской областью взорвался крупный метеорит

Яркий болид, вспыхнувший в небе над Южным Уралом 15 февраля за несколько минут до восхода Солнца, завершился взрывом метеорного тела на высоте 15-25 км над поверхностью Земли недалеко от южной окраины Челябинска. Взрывной волной в городе было разрушено несколько строений, выбито большое количество стекол, за медицинской помощью обратилось больше тысячи человек. К счастью, обошлось без жертв. По оценкам некоторых специалистов, мощность взрыва превысила 500 килотонн в тротиловом эквиваленте – это самое большое количество энергии, выделенное при столкновении небесного тела с нашей планетой со времени падения Тунгусского метеорита в 1908 г.