№6 (107) 2013

Космические телескопы радиодиапазона

Российский спутник «Спектр-Р», выведенный на высокоэллиптическую околоземную орбиту, в настоящее время является единственным космическим радиотелескопом. Он ведет наблюдения в рамках международного проекта фундаментальных астрофизических исследований «Радиоастрон», реализуемого по инициативе России и координируемого Астрокосмическим центром Физического института Академии Наук (ФИАН, Москва). Совместно с ним задействованы две стометровые антенны в Грин-Бэнк (Западная Вирджиния, США) и в немецком Эффельсберге, а также инструменты других крупных наземных радиообсерваторий.

Редакционная статья

«Сохраните внеземные артефакты!»

В исследованиях Луны и планет Солнечной системы в последнее время все более активно выкристаллизовывается политико-правовая составляющая, и ее основным пунктом стали, казалось бы, весьма далекие от насущных проблем требования юридически защитить места беспрецедентных достижений человека на Земле и в космосе, которые не могут принадлежать никому, кроме всего человечества.

№6(107) 2013 г.

«Жилища богов» у подножья священной горы

На протяжении нескольких десятилетий XX века самой древней монументальной каменной постройкой Земли считалась башня в окрестностях знаменитого Иерихона с толщиной стен около полутора метров, сохранившаяся до высоты 4-5 м. Вместе с прилегающей стеной она входила в систему обороны поселения с двумя-тремя тысячами обитателей. Ее возраст был определен примерно в 10 тыс. лет. Однако открытия, сделанные на «Пузатом холме» у подножья гор на юго-востоке Турции, не просто добавили к истории построек из камня еще тысячу лет, но и обогатили ее куда более презентабельными сооружениями – храмами Гёбекли-Тепе.

Михаил Видейко