№5 (106) 2013

Космические телескопы микроволнового диапазона

Радиоастрономии мы обязаны подтверждением базовых гипотез о строении и возникновении Вселенной: именно с помощью первых радиотелескопов (пока еще наземных) было открыто реликтовое излучение – «эхо» Большого Взрыва, одного из ключевых пунктов современной космогонии. Однако дальнейшие его исследования были затруднены «вмешательством» земной атмосферы. Для более точного картирования распределения энергии этого излучения по небесной сфере потребовалось разместить приемную антенну как можно дальше от Земли, за пределами радиационных поясов, задерживающих основную часть радиоволн, приходящих из космоса.

Редакционная статья

Будни космических стартов

Пуск ракеты-носителя с последующим выведением космического аппарата на околоземную орбиту или межпланетную траекторию – всего лишь финальная часть длительного и сложного процесса, включающего в себя испытания на технической позиции, заправку компонентами ракетного топлива и сжатыми газами на заправочной станции космодрома, предстартовую подготовку и заправку ракеты-носителя на стартовой позиции. С основными этапами этого процесса наших читателей знакомит ветеран космодрома Байконур Геннадий Понамарев.

Геннадий Понамарев

Надежды и реалии кометы PanSTARRS

Вот и появилась на нашем северном небе долгожданная комета PanSTARRS, открытая почти два года назад. Первые оценки ее блеска говорили о том, что в марте 2013 г., во время прохождения ближайшего к Солнцу участка орбиты, она должна стать ярким объектом, хорошо заметном на сумеречном небе. Действительность оказалась несколько более прозаичной: для обывателей эта «хвостатая гостья» осталась практически незамеченной, невооруженным глазом ее видели далеко не все астрономы и любители астрономии… Но так ли уж они ошиблись в своих прогнозах? И когда мы все-таки сможем наблюдать действительно Большую комету?

Артем Новичонок