Ученые назвали возможной источник марсианской пыли

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Марс часто называют красной планетой. Своему характерному цвету он обязан пыли. Она в большом количестве рассеяна в газовой оболочке планеты (по некоторым оценкам, масса всей находящейся в марсианской атмосфере пыли составляет около 3 млрд т) и покрывает тонким слоем всю ее поверхность.

Но откуда взялась эта пыль? На Земле она образуется главным образом в результате воздействия ветра, воды, движения ледников и последствий тектонической активности. Но многие из этих факторов не применимы к современному Марсу. Последствия падения метеоритов также не могут являться основным источником пыли. Образуемые в результате падений космических тел частицы имеют больший диаметр, нежели обычная марсианская пыль.

Пыль, осевшая на монете, установленной на борту аппарата Curiosity. Источник: JPL / NASA

Команда астрономов попыталась найти ответ на вопрос о происхождении марсианской пыли. Она изучила результаты химического анализа ее состава, произведенного марсоходами и спускаемыми аппаратами, и пришла к выводу, что все частицы имеют одинаковое содержание серы и хлора. Затем исследователи воспользовались данными, собранными станцией Mars Odyssey, в поисках регионов, имеющих такое же соотношение этих элементов.

Регион Medusae Fossae. Источник: NASA

Поиски завершились успехом. Ученые сумели найти обширную область, имеющую такой же химический состав, что и пыль. Речь идет о регионе вулканического происхождения Medusae Fossae, протяженностью свыше 1000 км. Он расположен чуть южнее марсианского экватора.

Medusae Fossae сложен из относительно мягких вулканических пород, которые активно эродируют под воздействием марсианского ветра. Сейчас формация занимает территорию общей площадью около 2 млн км2, что сопоставимо с Мексикой. Но в прошлом Medusae Fossae был даже больше. По расчетам ученых, в момент образования три млрд лет тому назад формация была значительно выше, а ее общая площадь составляла около 5 млн км2. Пыли, образовавшейся в результате ее постепенного разрушения, хватило бы, чтобы покрыть весь Марс слоем толщиной от 2 до 12 м.

По материалам: http://releases.jhu.edu