№7 (120) 2014

Космические телескопы гамма-диапазона

В июльском номере журнала мы завершаем цикл статей, посвященных телескопам, работающим за пределами земной атмосферы. «Участниками» обзора стали 18 космических обсерваторий, четыре из которых к настоящему времени выведены из эксплуатации (с другой стороны, недавно удалось «вернуть в строй» телескоп Kepler). А в конструкторских бюро и сборочных цехах уже готовятся к запуску новые внеатмосферыне астрономические инструменты — более совершенные, более точные и чувствительные, способные проникнуть еще глубже в тайны Вселенной.

Редакционный обзор

Куда смещается красное смещение

Меньше сотни лет назад человечество начало осознавать, что живет в расширяющейся Вселенной. Этот факт мы можем наблюдать в виде «красного смещения» — сдвига линий в спектрах удаленных объектов в более длинноволновую область, возникающего из-за их удаления за счет постоянного расширения пространства. Однако и само это смещение, как выяснилось, тоже не является неизменной величиной, более того — изучение его трудноуловимых изменений способно стать важной «подсказкой» при выборе той или иной модели нашего мира.

Сергей Попов, Алексей Топоренский

С Индостана на Марс

В элитный клуб государств, собственными силами овладевших технологией запуска искусственных спутников Земли, Индия вошла в 1980 г., став седьмой космической державой планеты. В настоящее время индийская космонавтика демонстрирует уверенное динамичное развитие, кое в чем опережая своих европейских и японских «конкурентов» и отставая только от признанных лидеров — США, России и Китая.