№5 (118) 2014

Загадка Фобоса

В первом издании знаменитой книги И.С.Шкловского «Вселенная, жизнь, разум» автор попытался объяснить постепенное сокращение орбитального периода марсианского спутника Фобоса, выдвинув необычное предположение: по его мнению, этот спутник — полый, и даже более того — представляет собой искусственную конструкцию огромных размеров. Но в 1971 г. межпланетный аппарат Mariner 9 передал снимки Фобоса с близкого расстояния, на которых он выглядит обычным «булыжником», совершенно не похожим на космическую станцию иной цивилизации. Что же является причиной изменения его орбиты?

Николай Емельянов

«Великий фильтр» для обитаемых планет

«Великий фильтр» — гипотеза, высказанная в 1996 г. Робином Хэнсоном (Robin Hanson) в попытке разрешить «Парадокс Ферми». Она предполагает, что существуют некие неизвестные факторы, не позволяющие обитателям планет, на которых потенциально может возникнуть жизнь, создать технологии межзвездных перелетов и начать их осуществление. Для нашей цивилизации главная интрига заключается в том, находится ли этот фильтр в прошлом (и мы по каким-то причинам обречены быть «прикованными» к Земле, в лучшем случае — доберемся лишь до планет Солнечной системы), или же нам предстоит преодолеть его в будущем…

Георгий Ковальчук

Загадка женщины, или В постели с NASA

Прежде чем отправить на орбиту первую астронавтку, американская Национальная аэрокосмическая администрация провела несколько серий сложных медико-биологических тестов, целью которых было установить, насколько сильно отличается влияние факторов космического полета на женский организм от их влияния на астронавтов мужского пола. В тестах приняли участие четыре десятка женщин. Ни одна из них в итоге так и не побывала в космосе, но свои имена в историю мировой космонавтики они, несомненно, вписали.

Леон Розенблюм, Иван Иванов