№8 (121) 2014

Еще раз о молчании Вселенной

Наш журнал продолжает публикацию серии статей, посвященных «парадоксу Ферми» — явному отсутствию признаков иного разума во Вселенной при том, что только в нашей Галактике число пригодных для возникновения и развития жизни планет исчисляется миллионами. Однако не объясняется ли это отсутствие тем, что в поисках «братьев по разуму» мы слишком ориентированы на жизненные формы, похожие на земные, и на технологические цивилизации, подобные нашей?

Юрий Ефремов

Жизнь и цивилизация. От царства бактерий до «человеческих муравейников»

Всего около миллиарда лет назад жизнь на Земле представляла собой скромный набор микроорганизмов, обитавших исключительно в водной среде и эволюционировавших исключительно медленно. Однако позже по какой-то причине среди них возникли многоклеточные организмы — и эволюция на протяжении нескольких миллионов лет сделала гигантский шаг вперед. Около десяти тысяч лет назад кочевые племена, из которых состояло тогдашнее человечество, начали постепенно переходить к оседлому образу жизни. Постоянные поселения людей постепенно разрастались и множились, что неизбежно должно было привести к появлению новых качеств. Станет ли урбанизация предпосылкой для нового эволюционного скачка и куда он в итоге нас приведет?

№8(121) 2014 г.

На шаттле — в дальний космос

В начале 1980-х годов многоразовая транспортная система Space Shuttle виделась как универсальное средство доставки в космос всего — от астронавтов до спутников связи. Одноразовые ракеты-носители должны были уйти в прошлое. Реальность, увы, оказалась совершенно иной, хотя попытки придать шаттлам функции универсального средства выведения продолжались несколько лет. В свете этой политики, в частности, с их помощью удалось отправить на межпланетные трассы три исследовательских зонда.

Леон Розенблюм