Juno обнаружил новый вулкан на Ио

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Проанализировав данные, полученные американским зондом Juno, ученые обнаружили следы ранее неизвестной горячей области на поверхности юпитерианского спутника Ио. Ее инфракрасные изображения были получены при помощи инструмента JIRAM (Jovian Infrared Auroral Mapper) 16 декабря 2017 г. В момент съемки Juno находился на расстоянии 470 тыс. км от вулканической луны.

По словам специалистов миссии, область находится в районе южного полюса спутника на расстоянии 300 км от ближайшей картографированной горячей точки Ио. Они не исключают возможности сдвига последней, но в целом считают подобный сценарий крайне маловероятным. Скорее всего, Juno заметил новый вулкан.

Открытая Juno горячая точка на поверхности Ио. Источник: NASA/JPL-Caltech/SwRI/ASI/INAF/JIRAM

Ио является самым активным телом Солнечной системы. Межпланетные миссии и наземные телескопы обнаружили на его поверхности свыше 150 очагов вулканической активности. Всего же, по оценкам специалистов, на этом спутнике находится не меньше 400 действующих вулканов. Потоки извергаемой ими лавы тянутся по поверхности на сотни километров, постоянно перекраивая его ландшафт. Там даже существуют целые озера, заполненные расплавленной серой.

В довершение ко всему, газы и частицы твердого вещества, выбрасываемые вулканами Ио, взаимодействуют с магнитосферой Юпитера и усиливают ее. Из-за этого орбита спутника фактически проходит внутри одного из мощных радиационных поясов планеты-гиганта. Уровень радиации на поверхности Ио таков, что человек получил бы смертельную дозу облучения всего за несколько часов.