Сокровища июльского неба (часть 1)

Михаил Лашко
Научный сотрудник Киевского университета им. Гринченко, председатель правления Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис»

Вот и наступил июль — сезон отпусков и каникул. В начале месяца ночи еще короткие, поэтому наблюдатели звездного неба пытаются использовать темное время как можно эффективнее.

1 июля в 2 часа 40 минут по киевскому времени можно увидеть соединение Луны с Марсом. На небе их будет разделять всего 4°. На рассвете 4 июля наш естественный спутник пройдет в 3° южнее Нептуна (планету можно будет увидеть только в бинокль).

6 июля Земля пройдет афелий. Это слово — греческого происхождения и в переводе означает буквально «от Солнца». Этим термином астрономы обозначают точку орбиты любого небесного тела, движущегося вокруг нашей звезды, в которой она удаляется от него сильнее всего. Итак, 6 июля 2018 г. наша планета окажется в самой дальней от Солнца точке своей орбиты — на расстоянии152 095 566 км.

13 июля состоится солнечное затмение, которое мы наблюдать не сможем: лунная полутень «накроет» только Антарктиду, юг Австралии и остров Тасмания.

Наконец, вечером 14 июля можно будет увидеть Луну в 3° от Меркурия. Во втором летнем месяце заканчивается период вечерней видимости ближайшей к Солнцу планеты. Этот период в наших широтах не будет слишком благоприятным — продолжительность ее видимости после наступления гражданских сумерек не превысит 40 минут (даже в наибольшей восточной элонгации, которая наступит 12 июля).

Условия видимости планет на небе в июле 2018 г. Источник: ASTRONOMY • JULY 2018

Немного ухудшатся условия наблюдений Венеры: в начале июля она будет заходить за полчаса до полуночи по киевскому времени. Видимый диаметр ее диска превысит 17 угловых секунд. Вечером 9 июля планета окажется менее чем в градусе от Регула — самой яркой звезды созвездия Льва. Сократится и время видимости Юпитера (в середине месяца он будет прятаться под горизонтом около двух часов ночи); 10 июля попятное движение планеты среди звезд сменится прямым. Сатурн по-прежнему виден почти всю ночь — обстоятельства его видимости останутся практически идентичны июньским, а экваториальный диаметр его диска уменьшится до 18″. Наиболее же ярким звездообразным объектом ночного неба станет Марс, как раз приближающийся к своему великому противостоянию — оно будет детально описано в следующей статье.

В ночь со 2 на 3 июля владельцы больших телескопов могут попробовать отыскать карликовую планету Плутон, который как раз будет проходить рядом со сравнительно яркой (6m) звездой 50 Стрельца. В определенный момент угловое расстояние между ними составит всего несколько угловых секунд. Блеск Плутона не превысит 14-й звездной величины, поэтому для его наблюдений нужен телескоп с диаметром объектива не менее 250 мм и чистое незасвеченное ночное небо. Также до конца месяца можно наблюдать за движением среди звезд яркого астероида Весты (4 Vesta).

Плутон имеет видимый блеск около 14-й величины, поэтому найти его на небе достаточно сложно. Однако иногда его поиски облегчаются сравнительно яркими звездами, с которыми он сближается в своем движении по небесной сфере. Одно из таких сближений произойдет 3 июля.

Самый яркий астероид Главного пояса Веста в июле продолжает оставаться легкой целью для наблюдателей, двигаясь в юго-западном направлении по южной части созвездия Змееносца.

Июльскими ночами над южной частью горизонта кульминирует созвездие Скорпиона, которое на широте Киева частично скрывается за горизонтом. Его название восходит к греческой мифологии: по легенде, Скорпиона подослала богиня Артемида, чтобы уничтожить охотника Ориона. Самая яркая звезда этого созвездия — красный Антарес, что в переводе означает «противник Марса». Она действительно часто «соревнуется» в яркости с воинственной планетой. Римляне называли его «Сердце Скорпиона» (Cor Scorpionis). Антарес принадлежит к классу красных сверхгигантов: он в 600 раз крупнее Солнца. Характерной его особенностью является пульсация. Его также относят к категории полуправильных переменных — блеск Антареса колеблется в пределах 0,9-1,3 звездной величины с периодом приблизительно 5 лет. Рядом, на расстоянии 2,9 угловых секунд, находится звездочка чуть ярче 6-й величины бирюзового цвета, представляющая собой физический спутник Антареса. Чтобы рассмотреть ее, нужен телескоп с диаметром объектива не менее 100 мм и как минимум 120-кратным увеличением. Другая интересная двойная звезда, более легкая для наблюдений — β (бета) Скорпиона. На самом деле она четырехкратная: два ее компонента (2,9m і 5,0m) также являются двойными.

Созвездие Скорпиона богато также объектами дальнего космоса. В его границах расположены четыре интересных шаровых скопления. Самое яркое з них — M4 (5,9m) — можно найти, двигаясь на юго-запад от Антареса. Это ближайший к нам представитель данного класса. Его размер составляет 26 угловых минут, что почти равно диаметру Луны. Реальный размер скопления — около 55 световых лет, а удалено оно от нас на 7200 световых лет. По возрасту звездного населения (12-13 млрд лет) оно относится к объектам «преклонного возраста». Его любопытная особенность — наличие у одной из его звезд планетной системы, которая не моложе самого скопления.

M4 легко найти даже в небольшой бинокль. В 80-миллиметровый телескоп можно увидеть отдельные красноватые звезды 11-й величины на его периферии. Недалеко от него — всего в 36 угловых минутах — можно попытаться найти еще одно шаровое скопление NGC 6144 (9,1m). Оно имеет невысокую поверхностно яркость, благодаря чему может служить эталоном для определения прозрачности неба.

Другое яркое скопление — M80 (7,2m), находящееся почти на середине расстояния между Антаресом и β Скорпиона. Расстояние до него составляет 27,5 тыс. световых лет, его диаметр оценивается в 86 световых лет. По современным оценкам в скоплении насчитывается около 100 тыс. звезд, что дает ему право называться одним из наиболее сконденсированных в Галактике. Это позволяет предположить, что в его недрах возможные тесные сближения звезд. Найти скопление можно даже в бинокль, а небольшой телескоп покажет его как небольшой туманный «мячик» диаметром 4 угловых минуты. 200-миллиметровый телескоп позволит выявить его звездную структуру. M80 известно благодаря вспышке сверхновой 1860 р., яркость которой в максимуме превысила его суммарный блеск на 0,4 звездных величины. Также в скоплении находится интересная переменная звезда 7590 NSV (10,4-11,9m).

Среди других объектов дальнего космоса в созвездии Скорпиона заслуживают упоминания рассеянные скопления M6 и M7. Они были известны еще Птолемею. Несмотря на значительное отрицательное склонение, их можно наблюдать с широты Киева. Еще лучше они видны в южных регионах Украины, где кульминируют заметно выше над горизонтом.

M6 (4,2m) было описано итальянским астрономом Джованни Годиерна (Giovanni Hodierna) в 1654 г. и внесено в его труд «Систематика мира комет и удивительные небесные объекты» (De systemate orbis cometici; deque admirandis coeli caracteribus). Учений насчитал в нем 30 звезд. Шарль Мессье обнаружил этот объект независимо и включил в свой знаменитый каталог только через 110 лет, даже не подозревая, что он уже открыт ранее. Скопление по своим очертаниям напоминает бабочку, его видимые размеры — 25 угловых минут, реальные размеры — 20 световых лет. В большие инструменты в нем можно насчитать 80 звезд от 6m до 10m. Бинокль покажет около десятка звезд, а 150-миллиметровый телескоп — до 50. Однако наблюдения скопления в наших широтах сталкиваются с определенными трудностями: в Киеве оно не поднимается более чем на 8°, и чтобы его увидеть, лучше выехать в место с темными небом и открытым южным горизонтом.

Рассеянное звездное скопление M7 (3,3m), как сказано выше, было известно еще Птолемею и в 130 г. до н.э. помещено в его каталог. В 1654 г. оно также было описано Джованни Годиерна — тогда астроном в свой примитивный телескоп насчитал в нем 18 звезд. Скопление имеет огромные размеры и занимает на небе площадь, эквивалентную 2,5 дискам полной Луны. Для жителей северных регионов его наблюдения могут закончиться безрезультатно, тогда как на юге Украины его можно увидеть без проблем, причем невооруженным глазом. M7 относительно молодое — его возраст не превышает 200 млн лет. От нас оно удалено на тысячу световых лет. Телескоп с диаметром объектива 150 мм покажет все его звезды, а 250-миллиметровый инструмент позволит разглядеть более слабый звездный фон, на который проецируется скопление.

Туманность Орел. Источник: Jimmy Walker

Чуть выше Скорпиона находится вторая половина созвездия Змеи, а именно — ее хвост. Происхождение названия созвездия связывают с мифом о боге Асклепии, который готовил лекарства из змеиного яда. Будучи сыном Аполлона, он стал таким умелым врачом, что люди перестали умирать от болезней. За это разгневанный бог подземного царства мертвых Аид пожаловался на него Зевсу, и тот убил Асклепия молнией. В созвездии Змеи есть всего несколько звезд 3-й величины — θ, η і ζ (тэта, эта и дзета), все они представляют собой двойные или кратные системы. Самый известный объект этого созвездия — туманностью 6-й величины вокруг звездного скопления, в каталоге Мессье имеющая индекс M16 (туманность «Орел»). Это один из регионов интенсивного звездообразования. Высококачественные снимки, сделанные в 1995 г. телескопом Hubble, значительно улучшили наше понимание процессов, происходящих внутри туманности, и позволили различить множество ее интересных деталей. Например, знаменитая фотография, известная как «Столпы творения», содержит область, где активно рождаются новые звезды. Темные включения в туманности — протозвездные газово-пылевые сгустки.

Столпы творения. Источник: NASA, ESA, and the Hubble Heritage Team (STScI/AURA)

Согласно данным инфракрасного телескопа Spitzer, «Столпы Творения» были уничтожены взрывом сверхновой примерно 6 тыс. лет назад. Но туманность расположена от нас на расстоянии 7 тыс. световых лет, поэтому наблюдать эти структуры можно будет еще около тысячи лет. Искать M16 лучше всего со стороны созвездия Щита, на продолжении отрезка, соединяющего его звезди β і α, приблизительно в паре градусов западнее γ Щита. В бинокль или подзорную трубу легко заметить характерный треугольник, состоящий из слабых звезд. Он напоминает клюв или голову орла, давший название объекту. В телескоп хорошо видно, что звезды скопления погружены в дымку туманности, которая формирует расправлены крылья орла, как его изображают на гербах некоторых стран. Дипскай-фильтр (UHC или OIII) приглушает звездный свет, но делает изображение туманности более контрастным. При диаметре телескопа больше 300 мм стают заметными темные провалы «столпов».

Кроме M16, в Хвосте Змеи можно отыскать еще несколько рассеянных и одно шаровое звездное скопление. Севернее «Орла» находится рассеянное скопление NGC 6604 (6,5m), расположенное в туманности Sh2-54. На расстоянии 15 угловых минут на запад от звезды θ Змеи несложно найти еще одно подобное скопление — ІС 4756 (4,5m), видимое даже невооруженным глазом як туманная область Млечного Пути. Лучше всего наблюдать его в небольшие бинокли. Чуть севернее звезды τ (тау) Змееносца можно заметить шаровое скопление NGC 6539 (9,6m), удаленное от нас на 10 тыс. световых лет. В 150-миллиметровый телескоп оно выглядит як туманное пятнышко. Недалеко находится еще один интересный объект — ІС 1276 (10,3m). Это скопление пребывает на промежуточной стадии между шаровым и рассеянным.

Созвездие Змееносца и его окрестности/ Источник: ASTRONOMY • JULY 2018

Немного восточнее Хвоста Змеи видны несколько звезд, образующих кособокую трапецию — созвездие Щита, введенное Яном Гевелием в 1690 г. в небесном атласе «Уранография» и названное им «Щит Собесского», в честь польского короля Яна Собесского. Название созвездия содержит намек на его родовой герб «Янина» (Janina), который представлял собой изображение серебряного рыцарского щита на красном фоне. Все созвездие — это одно большое «облако» звезд Млечного Пути, окаймленное темными пылевыми рукавами.

Самым красивым объектом созвездия Щита, несомненно, является рассеянное скопление M11 (6,3m), известное под названием «Дикая Утка». Оно имеет угловой размер 14 минут и расположено примерно в 6000 световых лет от нас. Это скопление — одно из самых плотных и компактных в своем классе: оно содержит около 2900 звезд. Его возраст оценивается в 220 млн лет. На чистом незасвеченном небе в виде туманной «звездочки» M11 можно попытаться найти невооруженным глазом — «на полпути» от λ Орла до α Щита. Хорошо видно скопление и в бинокль. А в телескоп на его северо-западной периферии становится заметным темный силуэт утки с расправленными крыльями, благодаря которому оно получила свое название. В центральной части скопления звезды выстраиваются почти в правильно-прямоугольном порядке. В целом оно содержит очень много звезд и больше похоже на шаровое, чем на рассеянное.

Еще одно интересное рассеянное скопление — M26 (8m) с диаметром 15 угловых минут — расположено меньше чем в градусе восточнее δ Щита. Оно содержит порядка сотни звезд ярче 11-й величины. Скопление находится от нас на расстоянии 5 тыс. световых лет. В 200-миллиметровые телескопы в нем можно насчитать до 40 звезд. В 2° градусах на восток от М26 можно найти шаровое скопление NGC 6712 (8,3m). Наблюдать его целесообразно с инструментами диаметром от 120 мм — тогда становятся заметными темные структуры на его фоне. Это скопление удалено от нас на 22,5 тыс. световых лет. В 1999 р. астрономы обнаружили, что на протяжении миллиардов лет оно «избавлялось» от своих самых слабых звезд при прохождениях через главную плоскость диска Млечного Пути.

В окрестностях звезды α Щита расположены еще два рассеянных скопления — NGC 6664 (7,8m) и в 2° западнее от него — NGC 6649 (9m).

В Щите есть и планетарные туманности, самая яркая из них — IC 1295 (12,2m), находящаяся всего в 23 угловых минутах на юго-восток от NGC 6712. Туманность лучше всего искать с ОІІІ-фильтром, лучше выделяющим ее на фоне неба. Реальное расстояние до IC 1295 оценивается в 3300 световых лет.

В следующей статье вы узнаете об астрономических событиях второй половины июля и об обстоятельствах наблюдений великого противостояния Марса.