Запуск телескопа James Webb снова перенесен

Космические технологии Новости астрономии, астрофизики и космологии

27 июня NASA опубликовала пресс-релиз, подтвердивший очередной перенос даты запуска телескопа Джеймса Уэбба (James Webb Space Telescope — JWST). Теперь он намечен на 30 марта 2021 г. С учетом нового сдвига даты общая смета проекта вырастет до 9,66 млрд долларов.

Решение было принято после выхода отчета независимой комиссии IRB (Independent Review Board). Документ с комментариями представителей NASA появился также на сайте космического агентства. В отчете перечисляются многочисленные причины — от человеческого фактора до технических проблем — которые привели к очередному переносу запуска, а также даются рекомендации по их исправлению.

6,5-метровое зеркало James Webb. Источник: NASA/Desiree Stover

Стоит отметить, что, согласно отчету, предыдущая дата старта (май 2020 г.) была вполне достижима вплоть до недавних проблем, возникших во время последних акустических тестов. Напомним, что после их завершения специалисты обнаружили, что некоторые из крепежных элементов, удерживающих слои мембраны теплозащитного экрана телескопа, заметно расшатались. Когда JWST извлекли из испытательной камеры, на полу нашли несколько выпавших из него болтов и шайб.

Безусловно, в проект телескопа уже вложено уже слишком много средств, чтобы просто его закрыть. Так что, рано или поздно, но JWST все же отправится в космос. Однако ситуация с этим проектом создает значительный ущерб для репутации NASA, и, безусловно, будет иметь ряд прямых и косвенных последствий.

С одной стороны, аэрокосмической администрации придется потратить на JWST дополнительные деньги, которые можно было бы использовать для других миссий. С другой стороны, каждый новый перенос даты запуска обсерватории значительно уменьшает шансы на одобрение в будущем других сложных космических проектов.