Астроном из Нидерландов сфотографировал ядерный космический мусор

Нидерландский астроном Марко Лангбрук (Marco Langbroek‏) опубликовал в своем микроблоге Twitter фотографии двух старых советских спутников «Космос-1860» и «Космос-1412». Под этими обозначениями скрываются аппараты серии УС-А. Они входили в состав системы морской космической разведки и целеуказания МКРЦ «Легенда». Особенность этих спутников заключается в том, что они оснащались ядерными реакторами.

Дело в том, что УС-А выводились на низкую орбиту с апогеем 250 км, что было необходимо для нормальной работы радара. При этом применить солнечные батареи было невозможно, поскольку спутник должен был работать и на теневой стороне Земли. Поэтому на них  устанавливались ядерные установки БЭС-5 «Бук», выдававшие около 3 кВт электроэнергии. Внутри реактора располагалось около 30 кг урана-235. Общий ресурс установки составлял около 4 месяцев.

Схема спутника серии УС-А. Источник: wikipedia

На двух последних спутниках УС-А устанавливались более эффективные ядерные установки «Топаз». Они выдавали в два раза больше энергии, содержали значительно меньше (около 11.5 кг) урана-235 и имели рабочий ресурс в 1 год.

Всего было запущено 33 аппарата УС-А. После завершения работы, ядерный реактор отделялся от аппарата и выводился на орбиту захоронения, а оставшаяся часть спутника сгорала в атмосфере. К сожалению, далеко не все миссии прошли гладко. Минимум три спутника системы упали на Землю вместе с ядерными реакторами. Наиболее известный из этих инцидентов случился в 1978 году, когда обломки аппарата «Космос-954» выпали на территории Канады, что привело к крупному международному скандалу.

Схема выпадения обломков Космос-954 в Канаде. Источник: http://fly.historicwings.com

Однако запуски спутников УС-А продолжались и после этого. Последний аппарат серии был запущен в 1988 году. В настоящее время около трех десятков отработавших ядерных установок находятся на орбитах высотой от 700 до 1000 км. По расчетам, они просуществуют от 250 до 2000 лет, прежде чем войдут в земную атмосферу.

Участник команды дезактивации обломков Космос-954. Источник: http://ottawacitizen.com

Также нужно отметить, что системы охлаждения некоторых из реакторов дали утечку, что привело к попаданию в космос тысяч капель натрий-калиевого охладителя. Они не представляют опасности для Земли, но могут создавать угрозу для других космических аппаратов.