Жемчужины июньского неба

Михаил Лашко
Научный сотрудник Киевского университета им. Гринченко, председатель правления Киевского клуба любителей астрономии «Астрополис»

Июнь — месяц летнего солнцестояния. С начала месяца на широте Полтавы и севернее ночь фактически не наступает: Солнце не опускается под горизонт более чем на 18 °, то есть вечерние астрономические сумерки переходят в утренние. Поэтому надо дорожить каждой минутой, чтобы полюбоваться красотами, которые нам дарит июньское небо. Так, уже в ночь с 31 мая на 1 июня в 3:05 по Киеву можно наблюдать соединение Сатурна с Луной — их будет разделять расстояние в 1,4 °. Сатурн расположится южнее.

Положение Луны на небе в начале июня 2018 г. Источник: Sky&Telescope 6/2018

3 июня в 15:06 Луна, двигаясь по созвездию Стрельца, приблизится к яркому Марсу, который окажется на 3° южнее нашего спутника. Это явление можно будет наблюдать только ночью, после восхода упомянутых небесных тел.

6 июня в 20:35 Луна пройдет в 2,2° севернее Нептуна. Для того, чтобы увидеть планету, понадобится бинокль. Позже, 10 июня, состоится соединение нашего спутника с Ураном (Луна пройдет в 4,5° севернее), а 14 июня — с Меркурием (в 4° севернее). Оба последних явления произойдут на светлом небе, а потому наблюдать их невозможно.

Короткими июньскими ночами вблизи зенита кульминируют созвездия Волопаса, Северной Короны и Геркулеса. Все эти названия пришли к нам из глубокой древности. Так, по древним представлениям Волопас выпасал семь небесных волов, которых олицетворяли звезды Большой Медведицы. Самая яркая звезда этого созвездия Арктур (-0,05m) — оранжевый гигант, по размерам в 22 раза превышающий Солнце. В 1635 Арктур стал первой звездой, которую французскому астроному Жану-Батисту Морену (Jean-Baptiste Morin) удалось увидеть в светлое время суток с помощью телескопа. Через 80 лет выдающийся английский астроном Эдмунд Галлей (Edmund Halley) благодаря сравнению тогдашних координат Арктура с координатами каталога Птолемея (II в. н.э.) обнаружил его смещение в направлении созвездия Девы. Сейчас величина этого смещения оценивается в 2,3 угловой секунды в год, поэтому проследить его можно даже любительскими средствами.

Двойные звезды созвездия Волопаса. Источник: Sky&Telescope 6/2018

Созвездие Волопаса небогато объектами «глубокого космоса»: здесь есть шаровое звездное скопление NGC 5466 (9m) и галактика NGC 5248 (10,2m). Чтобы найти первое, нужен телескоп с апертурой не менее 100 мм и темное небо, поскольку скопление имеет низкую поверхностную яркость. Галактику же можно увидеть уже в 80-миллиметровый рефрактор, а 200-миллиметровый инструмент покажет детали ее структуры.

Настоящим украшением созвездия являются его визуально-двойные звезды, самые интересные из них — ι, κ и ε Волопаса (йота, каппа и эпсилон). Первые две представляют собой пары желтых звезд, а последняя имеет один компонент оранжевого и один бирюзового цвета.

Рядом с созвездием Волопаса находится небольшое созвездие Северной Короны, напоминающее полукруг. По легенде, это венок Ариадны, который Дионис поместил на небо. О легенде напоминают и названия звезд: самая яркая из них называется «Гемма», что означает драгоценный камень. Созвездие не имеет ярких туманных объектов, но славится своими двойными звездами — они имеют обозначение γ, η, θ, ν, ξ, ρ и σ (гамма, ета, тета, ню, кси, ро, сигма). Также в кольце между звездами ε и γ есть интересная переменная звезда R, имеющая амплитуду 5,7-14,8m и являющаяся родоначальницей целого класса подобных объектов. Заслуживает внимания и другая переменная звезда — Т Северной Короны, относящаяся к классу новоподобных. У нее значительная амплитуда колебаний блеска (2-10,8m) и рекордно долгий период — 79,5 лет. Следующая ее вспышка ожидается в 2025 г.

К западу от Северной Короны расположена небольшая трапеция с цепочками зрение, отходящие от каждого угла — опрокинутый «вверх ногами» герой Геркулес. Самая яркая звезда этого созвездия Рас-Альгети является кратной, к тому же переменной (2,7-4m). По оценкам астрономов, этот красный гигант по размерам в 400 раз превышает наше Солнце! В Геркулесе находится апекс Солнца — точка, куда движется вся наша Солнечная система со скоростью около 20 км / с относительно соседних звезд. Однако визитной карточкой созвездия является его яркие шаровые звездные скопления M13 и M92. Первое из них имеет видимый блеск 5,7m и считается самым ярким подобным объектом северного полушария неба. И неудивительно — в темную ночь его даже можно рассмотреть невооруженным глазом. Угловой размер скопления — около 20´, что соответствует диаметру не менее 170 световых лет. От нас его отделяют 22 тыс. световых лет. M13 доступно почти для любого инструмента, но лучше смотреть его в телескопы диаметром более 200 мм — тогда оно превращается в бриллиантовую россыпь из оранжевых звезд 12-13-й величины (хотя отдельные звезды на его краях можно увидеть даже со 100-миллиметровым телескопом).

Следующее яркое скопление, заслуживающее внимания — M92 (6.5m). Оно вдвое меньше M13 (его диаметр — около 90 световых лет) и ненамного младше Вселенной: его возраст оценивается почти в 12 млрд лет. Этот объект несложно найти в бинокль, но 120-миллиметровый телескоп позволит разглядеть его структуру. 200-миллиметровый инструмент покажет красивую структуру скопления, напоминающую звездный шар, и звезды 12-й величины на его краях.

В 7° северо-восточнее M92 можно найти еще одно шаровое скопление NGC 6229 (9,2m), лежащее у края Млечного Пути на расстоянии 100 тыс. световых лет. Оно заметно даже в 60-миллиметровый телескоп, но желательно посмотреть на него в 250-миллиметровый инструмент — тогда оно предстанет искрящимся шариком со звездами 13,5-й величины и слабее. Также на расстоянии 0,5° к северо-востоку от M13 с достаточно мощным телескопом нетрудно отыскать галактику NGC 6207 (11,6m) веретенообразной формы.

Среди других объектов «глубокого космоса» можно порекомендовать посмотреть планетарную туманность NGC 6210 (8,8m), являющуюся одной из самых ярких на северном небе. Единственное препятствие — ее небольшой размер (20 угловых секунд), поэтому наблюдать ее надо с помощью мощных телескопов с большими увеличениями. Владельцам таких инструментов будут доступны также планетарные туманности ІС 4593 (11m) та NGC 6058 (12m).

Под конец напомним, что планетарные туманности лучше наблюдать на незасвеченном небе как можно дальше от городов и пользоваться при этом специальным фильтром ОІІІ, отсекающим паразитную подсветку и дающим возможность достичь лучшей детализации путем выделения линий ионизированного кислорода, которым обогащены эти красивые объекты.

В следующей статье вы узнаете про обстоятельства наблюдений астероида Весты, а также о том, какие сюрпризы прячут для нас другие созвездия июньского неба.