Астрономы увеличили количество предстоящих «звездных контактов» Солнца

Публикация второй части каталога данных Gaia придала значительный импульс исследованиям, связанным с вычислением дистанций пролетов Солнца другими звездными телами. Используя обновленные данные, группа испанских астрономов рассчитала, что через 1,3 млн лет оранжевый карлик Gliese 710 приблизится к Солнцу даже на меньшее расстояние, чем считалось ранее.

Источник: NASA

Другая группа ученых из Института астрономии Общества Макса Планка воспользовалась каталогам Gaia для куда более масштабного исследования. Они выполнили расчет изменения положений 7,2 млн близлежащих звезд в течение следующих 15 млн лет. Выяснилось, что за это время 694 светила сблизятся с Солнцем менее чем на 5 парсек (16,2 световых года). С 50-процентной вероятностью 26 из них пройдут на расстоянии менее 1 парсека (3,26 световых года), а 7 — на расстоянии менее 0,5 парсека (1,62 световых года) от центра Солнечной системы.

Сближение Солнца с другими звездами. Источник: hi-news.ru

В то же время ни одна из этих звезд не подберется к Солнцу столь же близко, как Gliese 710. Расчет орбиты этой звезды показал, что с вероятностью в 95% она пролетит от нас на расстоянии менее 17 тыс. а.е.

Астрономы особо подчеркивают, что их исследованию пока далеко до получения статуса всеобъемлющего. Изученная выборка составляет лишь малую долю от реального количества светил в окрестностях Солнца. Несмотря на все технологическое совершенство Gaia, телескоп имеет ряд наблюдательных ограничений: данные его каталогов содержат информацию лишь о звездах, имеющих массу от 0,5 до 1,3 солнечной. По подсчетам астрономов, они охватили не более 15% от всех предстоящих в ближайшие несколько миллионов лет сближений Солнца с другими звездоподобными объектами Млечного Пути.

По материалам http://www.skyandtelescope.com