Уточнена дистанция пролета звезды Gliese 710

Новости астрономии, астрофизики и космологии

Звезды не являются статичными объектами, неподвижно находящимися на одном и том же месте. Они вращаются вокруг центра галактики подобному тому, как планеты вращаются вокруг своих светил. Поэтому, дистанции между звездными системами постоянно меняются. Светила могут удаляться друг от друга, а могут и сближаться — порой на весьма небольшое расстояние.

Еще в середине 1990-х астрономы обратили внимание на оранжевый карлик Gliese 710. Его масса составляет 0,6, а радиус 0,67 солнечных. Сейчас светило находится на расстоянии 63,8 световых лет от Солнца, не входя даже в сотню ближайших к нам звездных систем. Но в будущем ситуация радикально изменится. Как показывают наблюдения, светило держит курс на сближение с Солнечной системой. Примерно через 1,3 млн лет Gliese 710 станет самой близкой к Солнцу звездой. Основной вопрос заключается в том, какова будет дистанция ее минимального сближения?

Источник: NASA

До недавних пор у астрономов не было точных цифр. Разные исследования говорили о том, что звезда пройдет на расстоянии от 0,3 до 1,3 световых года от центра Солнечной системы. Ясность в этот вопрос помог внести принадлежащий ESA космический телескоп Gaia. После публикации первой части его звездного каталога, астрономы подсчитали, что дистанция пролета Gliese 710 составит от 10 тыс. до 32 тыс. а.е. с наиболее вероятным значением в 16 тыс. а.е. (0,25 световых года).

В апреле этого года состоялась публикация второй части каталога Gaia, содержащего более точные данные о звездах Млечного Пути. Группа испанских астрономов воспользовалась им, чтобы проверить правильность расчетов коллег. В целом, они подтвердили их выводы. Согласно опубликованному на сайте arxiv.org препринту статьи, Gliese 710 сблизится с Солнцем через 1,29 млн лет.

Расчет времени и минимальной дистанции сближения Gliese 710. Источник: R. de la Fuente Marcos, C. de la Fuente Marcos

Но при этом испанские исследователи пришли к выводу, что звезда приблизится к Солнцу на более близкую дистанцию, чем предполагалось. По их подсчетам, минимальная дистанция пролета Gliese 710  составит всего 4 300 а.е. Это примерно в 100 раз больше, чем расстояние от Земли до Плутона. Самому быстрому в истории космическому аппарату Voyager 1 потребовалось бы 1200 лет, чтобы преодолеть это расстояние.

Сближение Солнечной системы с другими звездами. Источник: «Вселенная, пространство, время»

Визит Gliese 710, скорее всего, повлияет на удаленные транснептуновые объекты. Некоторые из них могут перейти на орбиты, проходящие через внутреннюю часть Солнечной системы. Впрочем,  апокалипсические сценарии, согласно которым из-за визита Gliese 710  нашу планету ждет ужасающая кометная бомбардировка, скорее всего, преувеличены. Подобные звездные контакты являются достаточно частым явлением. Например, всего 70 тыс. лет назад рядом с Солнечной системой прошла звезда Шольца. В последнем выпуске журнала «Вселенная, пространство, время» был опубликован подробный материал, посвященный этому событию и его возможному влиянию на Землю.

По материалам https://arxiv.org/abs/1805.02644