Найден рентгеновский пульсар с рекордной орбитой

Проанализировав данные, собранные установленным на борту МКС инструментом NICER (Neutron Star Interior Composition Explorer), команда исследователей обнаружила весьма примечательную двойную систему. Одним из ее компонентов является пульсар, известный под обозначением IGR J17062–6143 (J17062). Он является источником очень мощного рентгеновского излучения. При этом, орбитальный период системы составляет всего 38 минут. Это меньше, чем время эпизода среднестатистического сериала.

Данные NICER свидетельствуют о том, что расстояние между компонентами системы составляет около 300 тыс. км. Для сравнения, средняя дистанция между Землей и Луной составляет 384 тыс. км. По мнению астрономов, это говорит о том, что второе тело является белым карликом. Богатая водородом звезда вроде нашего Солнца попросту не смогла бы находиться на такой маленькой орбите.

Впервые J17062 наблюдался рентгеновской обсерваторией RXTE в 2008 г. Ее данные позволили установить  нижний предел для орбитального периода J17062. Наблюдения также RXTE показали, что период вращения пульсара составляет 163 оборота в секунду, а масса составляет 1,4 солнечных.

Что касается белого карлика, то он отличается крайней небольшой массой. Она составляет всего 1,5% солнечной. Это объясняется тем, что пульсар постепенно поглощает вещество своего компаньона. Постоянная подпитка материей раскручивает его, позволяя сохранять быстрый период вращения. Данные NICER говорят о том, что общий центр тяжести системы лежит на расстоянии всего 3 тыс. км от поверхности J17062.