Телескоп Chandra помог отыскать следы маломассивных черных дыр в центре Млечного пути

В центре Млечного пути расположен компактный радиоисточник, известный под обозначением Стрелец А*. Его масса составляет около 4,3 млн солнечных. По мнению большинства астрономов, он представляет собой сверхмассивную черную дыру.

Но Стрелец А* далеко не единственная черная дыра в центре Млечного пути. Согласно существующим моделям, в ядрах крупных галактик должны находиться тысячи черных дыр звездной массы (до 30 солнечных). Такие объекты образуются в результате коллапса крупных светил.

Обнаружение этих относительно маломассивных черных дыр является не самой простой задачей. Как известно, сами по себе подобные объекты не испускают электромагнитного излучения. Поэтому их можно обнаружить по косвенным признакам — гравитационному воздействию на соседей или же рентгеновскому излучению аккреционных дисков. Таким диски могут образовываться в двойных системах (их также называют двойными рентгеновскими), где вещество обычной звезды перетекает на черную дыру.

Сверхмассивная черная дыра в представлении художника. Источник: NASA

Группа американских астрономов попыталась найти следы подобных черных дыр. Проанализировав данные рентгеновского телескопа Chandra, они обнаружили 14 двойных рентгеновских систем, находящихся на расстоянии до трех световых лет от Стрельца А*. В ходе последующего анализа, астрономы пришли к выводу, что две из них содержат нейтронные звезды. Что касается оставшейся дюжины, то большинство из этих систем, скорее всего, являются домом для черных дыр звездной массы.

Рентгеновские источники в центре Млечного пути. Красным отмечены системы, скорее всего содержащие черные дыры. Источник: NASA/CXC/Columbia Univ./C. Hailey et al.

Необходимо учитывать, что чувствительность Chandra позволяет находить лишь наиболее яркие двойные рентгеновские в центре Млечного пути. Большинство подобных систем смогут быть обнаружены лишь телескопами следующего поколения. Исходя из этого, астрономы попытались оценить потенциальное количество звездных дыр черной массы в центре Млечного пути. Анализ  имеющихся данных показал, что в зоне, окружающей Стрелец А*, должны находиться от 300 до 1000 черных дыр в двойных системах и от 10 до 40 тыс. одиночных черных дыр.