Hubble нашел потухшие галактики в ранней Вселенной

Когда Вселенной было всего 3 млрд лет, она проходила через этап наиболее бурного звездообразования в своей истории. Считается, что этому способствовал избыток холодного газа, служившего сырьем для формирования новых светил. Однако данные, полученные при помощи телескопа Hubble и обсерватории ALMA, говорят о том, что этот процесс был значительно более сложным, чем предполагалось ранее.

Изученные Hubble и ALMA древние галактики, прекратившие формировать новые звезды, когда Вселенной было всего 3 млрд лет. Источник: Joseph DePasquale (STScI)

В ходе проекта REQUIEM международная команда астрономов изучила несколько древних галактик, свет которых был усилен за счет эффекта гравитационного линзирования. Это позволило рассмотреть детали структуры, в противном случае недоступные наблюдениям, и получить данные о происходивших внутри них процессах.

В общей сложности ученые идентифицировали шесть потухших галактик, уже тогда прекративших формировать новые звезды. Первоначально они предположили, что это связано с некими процессами, препятствовавшими активному звездообразованию. Однако дальнейший анализ показал, что галактики попросту исчерпали все запасы сырья, необходимого для создания светил.

На данный момент у астрономов есть несколько предположений о том, что могло вызвать «затухание» галактик — от активности сверхмассивных черных дыр до последствий взаимодействия со своим окружением. Они надеются, что ввод в строй телескопов нового поколения позволит раскрыть эту загадку.