№3 (163) 2018

Свидание со звездой Шольца и судьба человечества

В нашей Галактике содержится около двухсот миллиардов звезд, каждая из которых движется вокруг галактического центра по своей орбите. Столкновения между звездами — события крайне маловероятные, но даже в тех областях Млечного Пути, где «обитает» Солнечная система, не так уж редко происходят их сравнительно тесные сближения. Согласно данным астрометрического космического телескопа Gaia, подобное событие имело место примерно 70 тыс. лет назад, когда на расстоянии меньше светового года от Солнца прошла звезда Шольца — двойная система, состоящая из коричневого и слабого красного карлика. В то время на Земле уже обитали разумные существа. Мог ли каким-то образом отразиться ли на их судьбе необычный «звездный визит»?

№3, 2018, с. 4
Михаил Видейко

Стивен Хокинг: последнее слово о будущем

…Когда у всемирно известного британского астрофизика Стивена Хокинга в 21-летнем возрасте обнаружили неизлечимую болезнь, мало кто верил в то, что он доживет хотя бы до 30 лет. Ученый умер 14 марта 2018 г. на 77-м году жизни, оставив после себя яркий след в мировой науке и литературе. Многие статьи и выступления Хокинга в последнее время были посвящены опасностям, грозящим человеческой цивилизации, и возможным способам их избежать. Незадолго до смерти он принял участие в съемках научно-популярного фильма, где озвучил некоторые из своих идей и рекомендаций, фактически ставшие его завещанием.

№3, 2018, с. 18

Proxima b — планета беспокойной звезды

Планета ближайшей к Солнцу звезды Проксимы Центавра была открыта в августе 2016 г. методом лучевых скоростей — по периодическому сдвигу линий в спектре центрального светила, вызываемому гравитационным воздействием его спутника. Мы до сих пор знаем об этой планете очень мало: ученым известна только нижняя оценка ее массы и средний радиус орбиты. Даже о ее размере специалисты предпочитают рассуждать с осторожностью. Однако уже можно сказать, что по многим своим физическим свойствам (включая количество энергии, получаемое от звезды) этот объект оказался весьма похожим на нашу Землю. Вполне закономерно возник вопрос: насколько велика вероятность появления и развития жизни на его поверхности?

№3, 2018, с. 24