Астрономы спрогнозировали повторение вспышки сверхновой в 2037 году

В 2016 году телескоп Hubble зарегистрировал вспышку сверхновой (событие получило неофициальное название «Реквием»), произошедшую в далекой галактике MRG-M0138. Ее свету потребовалось 10 млрд лет, чтобы достичь нашей планеты.

«Утроенное» изображение вспышки сверхновой в галактике MRG-M0138 и предсказанное место появление четвертой вспышки. Источник: Joseph DePasquale (STScI)

Особенность «Реквиема» заключалась в том, что Hubble увидел ее трижды. Дело в том, что между MRG-M0138 и Землей находится массивное галактическое скопление MACSJ0138.0-2155. Его мощная гравитация выступила в качестве линзы, усилив и искривив световые лучи, заставив их двигаться по разным траекториям. В результате, Hubble смог одновременно наблюдать сразу три «отражения» сверхновой.

Но это еще не конец истории. Воспользовавшись полученными данными, команда американских и европейских астрономов создала компьютерную модель распределения темными материи в MACSJ0138.0-2155. Это позволило им предсказать появление еще одной вспышки сверхновой. По расчетам, ее можно будет наблюдать в 2037 году.

Столь длительная задержка является рекордом для подобных событий. По словам исследователей, если они правы, то это не только подтвердит современное понимание гравитации, но и сыграет важную роль в развитии космологии. Точное значение запаздывания вспышки позволит рассчитать дистанцию до галактики MRG-M0138, где возникла сверхновая, и скорость ее убегания, что, в свою очередь, позволит уточнить значение скорости расширения Вселенной.