Главная Новости Астрономы обнаружили сверхновую, порожденную слиянием звезд

Астрономы обнаружили сверхновую, порожденную слиянием звезд

Астрономия Новости

Используя данные обзора Very Large Array Sky Survey (VLASS), американские астрономы обнаружили следы сверхновой, возникшей в результате столкновения нейтронной звезды или черной дыры с ядром массивной звездой-компаньоном. Ранее такие события не наблюдались и предсказывались только в теории.

Звезда перед взрывом (концепт). Источник: Chuck Carter

Привычные нам сверхновые образуются в результате коллапса массивных звезд, которые полностью исчерпали запасы термоядерного топлива и более не могут противостоять силам собственной гравитации. В результате происходит мощнейший взрыв с образованием черной дыры или нейтронной звезды.

Но это еще не конец истории. Если у погибшей звезды был компаньон, то образовавшаяся нейтронная звезда или черная дыра со временем может слиться с ним. Существующие модели предсказывают, что это приведет к появлению еще одной сверхновой.

До недавнего времени описанный выше сценарий оставался лишь теорией, поскольку астрономам не удавалось найти пример подобного события. Однако недавно в ходе анализа данных обзора VLASS исследователи обнаружили появление нового яркого радиоисточника, получившего обозначение VT 1210+4956. Он расположен на окраине карликовой галактики, удаленной от нас примерно на 480 млн световых лет.

Предполагаемая схема остатка сверхновой VT 1210+4956. Источник: Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF

Впоследствии астрономам удалось установить, что это расширяющийся остаток сверхновой. Он взаимодействует с плотным облаком вещества, выброшенным за несколько столетий до взрыва, что приводит к возникновению радиоизлучения. По мнению астрономов, этот материал появился во время предыдущей вспышки сверхновой, приведшей к образованию черной дыры или нейтронной звезды, которая вскоре столкнулась со своей звездой-компаньоном. По всей видимости, это событие наблюдалось в 2014 году, когда установленный на борт МКС инструмент MAXI зарегистрировал неидентифицированную на тот момент рентгеновскую вспышку, исходившую из этой галактики.

По материалам: https://www.caltech.edu