«Чанъэ-5» возвращается к Луне

В декабре прошлого года орбитальный зонд миссии «Чанъэ-5» успешно сбросил на Землю капсулу с собранными образцами лунного грунта. Поскольку все системы его функционировали в штатном режиме и у него остался большой запас топлива, руководство миссии приняло решение продлить срок его службы. Аппарат был направлен в окрестности точки Лагранжа L₁ системы «Солнце-Земля», расположенной на расстоянии 1,5 млн км от нашей планеты.

Одна из солнечных батарей аппарата «Чанъэ-5». Источник: CNSA/CLEP

«Чанъэ-5» достиг точки L₁ в марте текущего года. В течение последующих месяцев он использовался для экспериментов с бортовой аппаратурой, мониторинга космической погоды и наблюдений за Солнцем. Кроме того, в рамках одного из тестов зонд сделал несколько снимков, запечатлев Землю и Луну. Но в конце августа радиолюбители обратили внимание на то, что аппарат совершил маневр: он покинул окрестности точки Лагранжа и вновь направился к Луне. По расчетам, он совершит ее пролет 9 сентября.

Китай пока не дал официальных комментариев по поводу того, в чем заключается цель последних маневров. Поэтому экспертам остается лишь предполагать: «Чанъэ-5» может быть либо переведен на селеноцентрическую орбиту, либо направлен в другую точку Лагранжа, либо же выведен на траекторию перелета к какому-то околоземному астероиду. Точный сценарий зависит от того, сколько именно топлива осталось на борту аппарата.

По некоторым предположениям, «Чанъэ-5» могут направить к астероиду Камоалева (469219 Kamoʻoalewa). Это квазиспутник Земли, который выбрали целью для намеченной на 2024 год китайской миссии. В ее рамках космический аппарат совершит облет астероида, посадку на его поверхность, сбор образцов и отправку их на Землю в возвращаемой капсуле. Не исключено, что ученые КНР решили провести с помощью «Чанъэ-5»  предварительную разведку этого тела, чтобы лучше подготовить предстоящую миссию.