Кометы в мае 2018 года

Последние недели и месяцы были не самыми благоприятными в плане визуальных наблюдений комет: ни одну из них нельзя было заметить с небольшими, по любительским меркам, телескопами. В мае тенденция в целом продолжится. Это можно воспринимать как «затишье перед бурей», поскольку вторая половина года подарит сразу несколько ярких и интересных «хвостатых странниц», видимых в средних широтах северного полушария.

C/2016 M1 (PANSTARRS)

Наиболее перспективным объектом, с точки зрения северных любителей астрономии, в мае является C/2016 M1 (PANSTARRS) — ее неуклонно растущий блеск на протяжении месяца должен держаться на уровне около 10m. Для визуальных наблюдений в условиях умеренно темного неба понадобится телескоп с диаметром не менее 8 см. Объект будет двигаться к югу, проходя через плотные звездные поля в созвездиях Орла и Стрельца; июнь станет последним месяцем, в течение которого C/2016 M1 можно увидеть из средних широт северного полушария. Около 14 мая комета окажется менее чем в 2° от планетарной туманности NGC 6818 и галактики Барнарда (NGC 6822). Перигелий она пройдет 10 августа этого года на расстоянии 2,2 а.е. от Солнца.

Видимое положение кометы C/2016 M1 на небе в мае-июне 2016 года. Источник: SkyMap with additions by Bob King

Комета PanSTARRS (C/2016 M1) в ближайшее время будет становиться все ярче — ее блеск с 10,5m в начале мая, возрастет почти до 9-й величины к концу июня, когда она перейдет в созвездие Скорпиона и ее станет сложно наблюдать в наших широтах. На карте видимого пути кометы ее положения нанесены с интервалом в 3 дня; показаны звезды до 8-й величины.

C/2016 R2 (PANSTARRS)

Далекая комета C/2016 R2 (PANSTARRS), проявлявшая значительную активность в зимние месяцы (в частности, она характеризовалась мощным выделением угарного газа), несколько «успокоилась». Несмотря на то, что в мае она пройдет перигелий, ее интегральная яркость вряд ли существенно превысит 12m. Ее можно увидеть в созвездии Возничего, невысоко на вечернем небе, в инструменты с апертурой не менее 15 см.

C/2016 N6 (PANSTARRS)

Еще одна комета, C/2016 N6 (PANSTARRS), будет иметь блеск около 13m и будет двигаться по созвездию Рыси. Для ее наблюдений понадобится телескоп с диаметром объектива более 20 см.

Дю Туа (66P/du Toit)

Яркость периодической кометы Дю Туа (66P/du Toit) должна достичь 11-й звездной величины, но наблюдать ее можно лишь на утреннем небе в Южном полушарии.