Астрономы предложили решение проблемы «утраченных» обломков

Согласно существующим представлениям, планеты земной группы сформировались в ходе эволюции планетезималей — небольших тел, существовавших на заре Солнечной системы. В ходе постоянных столкновений и слияний они постепенно увеличивались в размерах, образовав несколько сотен планетарных эмбрионов (протопланет). В ходе последующих столкновений их размер увеличивался, а количество уменьшалось. В итоге осталось четыре каменные планеты (Меркурий, Венера, Земля и Марс) и несколько уцелевших протопланет, которым повезло избежать разрушения.

Столкновение планетезималей в представлении художника. Источник: NASA/JPL-Caltech

В теории, многочисленные обломки, образовавшиеся в результате описанных выше событий, должны были разлететься по всей Солнечной системе, бомбардируя растущие миры и изменяя состав пояса астероидов. Однако, несмотря на многочисленные попытки, астрономам до сих пор так и не удалось найти свидетельств существования подобного «мусора». Эта загадка получила название «проблема потерянной мантии».

В поисках ответа на вопрос о пропавших обломках ученые из Аризонского университета составили высокоточную компьютерную модель столкновений с участием крупных объектов. Она преподнесла небольшой сюрприз. Модель показала, что в ходе подобных событий не происходит формирование каменных фрагментов — вместо этого выброшенный материал в основном превращается в газ. В дальнейшем он мог рассеяться и улетучиться под действием солнечного излучения, не оставив никаких следов. Поэтому пояс астероидов и не состоит из огромного количества камней, оставшихся с эпохи протопланет.

Подобный механизм также позволят по-новому взглянуть на процесс формирования Луны. После образования в результате гигантского столкновения она должна была подвергаться бомбардировке обломками погибших протопланет, что могло сильно на нее повлиять. Однако, если этот материал существовал лишь в газообразной форме, то он попросту не оставил значимых следов на молодой Луне.