Hubble запечатлел активность молодой звезды

На этом необычном фото телескопа Hubble можно увидеть нечто напоминающее след от «выстрела», пронзившего газопылевые облака. Но на самом деле космическая обсерватория запечатлела достаточно редкий феномен, известный под названием «объект Хербига-Аро».

Объект Хербига-Аро H111 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, B. Nisini

Объекты Хербига-Аро являются продуктом деятельности новорожденных звезд, окруженных протопланетными дисками. При некоторых обстоятельствах их взаимодействие с веществом из диска может приводить к образованию джетов, состоящих из ионизированного газа. Проще говоря, новорожденное светило начинает выбрасывать материю в окружающее пространство.

Выброшенное звездой вещество движется со значительной скоростью, достигающей нескольких сотен км/с. Его взаимодействие с газопылевыми облаками приводит к образованию характерных ударных волн, которые и называются объектами Хербига-Аро. Их протяженность может достигать десяти световых лет. Также стоит сказать, что объекты Хербига-Аро являются весьма краткосрочным по астрономическим меркам явлением. Всего через несколько десятков тысяч лет они полностью рассеиваются в межзвездном пространстве.

Представленный на снимке Hubble объект Хербига-Аро имеет обозначение HH111. Он произведен протозвездой IRAS 05491+0247, расположенной в туманности Ориона на расстоянии 1300 световых лет от Земли. По подсчетам астрономов, длина джета составляет около 2,8 световых лет.

По материалам: https://esahubble.org