Ауригиды: ждем сюрпризов

Астрономам известно несколько десятков так называемых малых метеорных потоков, активность которых длится не более недели, а в максимуме их зенитное часовое число (ZHR) не превышает 10. Все они связаны с той или иной кометой, периодически возвращающейся к Солнцу или уже распавшейся, но оставившей «на память» о себе шлейф из пылевых частиц, растянутый вдоль ее орбиты. Самый известный пример последнего сценария — ноябрьский поток Андромедиды, образованный в XIX веке в результате распада кометы Биэлы (3D/Biela).

Метеорный поток. Источник: starwalk.space

Метеорные частицы в таких шлейфах часто бывают распределены неравномерно, и когда Земля случайно попадает в их сгущения — происходит активизация потока. В некоторых случаях наблюдались даже настоящие метеорные дожди с интенсивностью до нескольких тысяч «падающих звезд» в час (как те же Андромедиды в 1872, 1885 и 1899 годах). В нынешнем году подобной активизации астрономы ожидают от потока Ауригиды, максимум которого приходится на 31 августа или 1 сентября.

Радиант Ауригид находится в созвездии Возничего. Впервые на них обратили внимание в 1935 году, когда их ZHR превысило 50, но в последующие годы даже в максимуме этот поток «производил» не более десятка метеоров в час. Позже оказалось, что траектории метеорных частиц близки к орбите кометы Кисса (C/1911 N1 Kiess), приближавшейся к Солнцу в 1911-м и имеющей период порядка 2500 лет. Можно было бы ожидать, что, поскольку она уже покинула внутренние области Солнечной системы и вернется не скоро, поток в дальнейшем будет только ослабевать. Но он неожиданно вновь активизировался в 1986-м — несколько наблюдателей сообщили о ZHR больше сотни. Меньший всплеск активности произошел восемью годами позже.

Анализ гравитационного воздействия больших планет на частицы метеорного роя позволил астрономам предположить, что следующей активизации Ауригид стоит ожидать в 2007 году. Предсказание оказалось верным: в ночь с 31 августа на 1 сентября действительно наблюдался пик активности продолжительностью всего 20 минут, а ZHR потока после пересчета оценили в 130. Заметно меньшие результаты были получены во время наблюдений следующего предсказанного пика в 2019-м, но специалисты провели повторные вычисления и «перенесли» это событие на 2021-й.

Радиант метеорного потока Ауригиды. Источник: AstroAlert/Вероника Алексеевна

В текущем году момент максимума Ауригид может наступить 1 сентября в 0:17 (по другим данным — 0:35) по киевскому летнему времени. Их интенсивность ожидается в диапазоне от 50 до 100 метеоров в час. Преимущество будут иметь наблюдатели Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Азии, где созвездие Возничего в этот момент поднимется достаточно высоко над горизонтом. В Киеве высота радианта составит около 15°, что тоже достаточно много, тем более, что смотреть в сам радиант нет необходимости: практика показывает, что больше всего метеоров видно в области небесной сферы между ним и зенитом. В случае безоблачной погоды в первую осеннюю ночь, даже несмотря на взошедшую Луну в фазе последней четверти, стоит около полуночи начать следить за северо-восточной частью неба и закончить наблюдения примерно через час. Возможно, вам повезет стать свидетелем очередного сюрприза от малоизученного потока Ауригиды.