«Спектр-РГ» помог изучить одно из крупнейших скоплений галактик

Используя установленный на борту обсерватории «Спектр-РГ» рентгеновский телескоп eROSITA, астрономы выполнили серию наблюдений галактического скопления SRGe CL2305.2-2248. В дальнейшем им удалось уточнить расстояние до скопления и исследовать входящие в него галактики.

Изображения скопления галактик SRGe CL2305.2-2248, полученные с помощью телескопов СРГ/eROSITA (слева) и РТТ-150 (справа, цвета искусственные). Источник: R. Burenin at al., 2021

Скопление SRGe CL2305.2-2248 было открыто в 2019 году. Уже первые оценки показали, что оно обладает весьма внушительной массой. Наблюдения «Спектр-РГ» позволили вычислить этот показатель. Оказалось, что масса SRGe CL2305.2-2248 составляет примерно 10х14 масс Солнца. Это приблизительно в пятьсот раз больше массы Местной группы — скопления, участником которого является наш Млечный Путь. По словам исследователей, SRGe CL2305.2-2248 входит в число нескольких десятков наиболее массивных известных нам галактических скоплений. Его масса SRGe близка к предельной массе скопления, которое могло развиться за время существования Вселенной.

В ходе последующих наблюдений на телескопах БТА и РТТ-150 ученым удалось измерить красное смещение SRGe CL2305.2-2248. Оно составляет z=0.7573, что соответствует расстоянию 6,6 млрд световых лет.

Кроме того, анализ данных eROSITA показал, что центральная часть скопления выглядит возмущенной. Это может быть результатом воздействия всплывающих пузырей газа, которые «надуваются» активным ядром одной из центральных галактик скопления. По другой версии, все дело в крупномасштабных движениях газа, которые могут возникать, например, вследствие недавнего слияния со скоплением меньшей массы.

По материалам  https://www.laspace.ru