Фото дня: пылающий Ио

Это изображение было создано популяризатором астрономии Романом Ткаченко на основании изображений, сделанных при помощи установленного на станции Juno инфракрасного спектрометра JIRAM (Jovian Infrared Auroral Mapper) во время седьмой орбиты вокруг Юпитера. Оно демонстрирует непрекращающиеся извержения на Ио.

Пылающий Ио глазами станции Juno. Источник: NASA / JPL-Caltech / SwRI / ASI / INAF / JIRAM / Roman Tkachenko

Ио является наиболее близким к Юпитеру из четырех его галилеевых спутников. Это небесное тело обладает самой мощной эндогенной активностью в Солнечной системе. Каждая яркая точка на изображении представляет собой очаг вулканизма. Всего, по оценкам специалистов, на поверхности спутника находится свыше 400 действующих вулканов. Протяженность их лавовых потоков может достигать сотен километров. Также на Ио существуют целые озера, заполненные расплавленной серой.

Пылающий Ио. Источник: NASA / JPL-Caltech / SwRI / ASI / INAF / JIRAM / Roman Tkachenko

Такая невероятная активность обусловлена комбинацией приливных взаимодействий между Ио и Юпитером, а также его другими крупными спутниками — Европой и Ганимедом. Непрекращающиеся извержения постоянно «перекраивают» карту Ио и окрашивают его поверхность в различные оттенки желтого, белого, красного, черного и зеленого цветоа. Из-за этого ученые иногда в шутку сравнивают этот спутник с пиццей.

В довершение ко всему, газы и частицы твердого вещества, выбрасываемые вулканами Ио, взаимодействуют с магнитосферой Юпитера и усиливают ее. Из-за этого орбита спутника фактически проходит внутри одного из мощных радиационных поясов планеты-гиганта. Уровень излучения на поверхности Ио таков, что человек получил бы смертельную дозу радиации всего за несколько часов.