Как Украина попала на небо

В День Независимости Украины уместно будет вспомнить, как и когда ее название было присвоено одному из объектов Солнечной системы.

Пояс астероидов в представлении художника. Источник: NASA

Небесные тела начали получать названия с древних времен, и многие из них постепенно «прижились» в астрономии. Это в первую очередь касается самых ярких звезд и планет. Ситуация резко изменилась после изобретения телескопа: уже в XVIII веке он позволил открыть новую планету, о названии которой сразу начались споры (в конце за ней закрепилось имя «Уран»). Словно этого было недостаточно, на «астрономической сцене» вскоре появились новые классы небесных тел, и наибольший хаос в достаточно четкую на тот момент систему «небесной номенклатуры» внесли астероиды.

В первые годы астероидов открывали немного, и казалось — для всех них хватит имен древнегреческих и древнеримских богов. Впрочем, вначале ученые отдавали предпочтение богиням. А первоочередное право предложить название нового объекта получил тот, кто его открыл. В этом заключается их «номенклатурная» отличие от комет, которые сразу получают имя первооткрывателя (или первооткрывателей, если их было двое или трое), и только в некоторых случаях —название обсерватории либо сети телескопов, с помощью которых они были открыты, или фамилию наиболее выдающегося исследователя именно этой кометы.

Но уже астероид №12 получил имя реального человека, правда, «закамуфлированное» под римскую богиню: его назвали в честь британской королевы Виктории. После этого «божественное» правило начали откровенно нарушать. Среди астероидных имен появились нимфы, музы, другие мифические персонажи, а 20-му астероиду присвоили название «Массалия» — в честь города Марсель. Когда первооткрыватель хотел почтить какого-то исторического персонажа мужского пола, он «феминизировал» его имя (так случилось с астероидом 54 Александра, названным в честь Александра Гумбольдта). Первое «чисто мужское» название получил 161 Атхор, открытый в 1876 году.

С тех пор на небо «попало» огромное количество литературных персонажей, стран, городов, ученых, художников и политиков. Сравнительно удачная попытка как-то упорядочить процесс наименования астероидов была сделана Международным астрономическим союзом (IAU) в 1922 году. Он подтвердил право первооткрывателя предоставлять имена объектам или передавать это право кому-то по своему усмотрению, а также уточнил, что имена присваиваются только «пронумерованным» астероидам с четко определенной орбитой и обязательно должны быть утверждены специальной комиссией IAU. О последнем стоит помнить всем, кто хочет воспользоваться услугами компаний, за определенную сумму денег «дающих имя звезде»: без одобрения авторитетной международной организации все эти «имена» не стоят той бумаги, на которой вам напечатают соответствующий «сертификат».

Орбита астероида Украина. Источник: The Universe. Space. Tech

Тремя годами позже на Симеизскую обсерваторию, расположенную на южном берегу Крыма, прибыл сотрудник Пулковской обсерватории Григорий Шайн (позже он станет основателем Крымской астрофизической обсерватории, а в его честь назовут самый большой телескоп Украины). Его главной целью были спектроскопические исследования звезд. Астроном отснял большое количество фотопластинок, на которых после тщательного изучения удалось найти немало объектов Солнечной системы — комет и астероидов. В подавляющем большинстве они были уже известны, но три из них оказались новыми. После расчета орбит они получили номера, что давало право присвоить им имена. В то время в Советском Союзе господствовал принцип «коллективного творчества», поэтому названия предложила главная астрономическая организация страны — ленинградский Институт теоретической астрономии. Впрочем, одессит Шайн, скорее всего, тоже принимал определенное участие в принятии решений. В результате астероид №1709, открытый 16 августа 1925 года, получил имя «Украина». На утверждение этого решения ушло немало времени: официальное подтверждение было опубликовано только 1 июня 1967-го (почти через 11 лет после смерти Григория Шайна).

Об этом астероиде мы до сих пор знаем немного. Он движется по орбите с перигелием на расстоянии 1,872 астрономических единиц (280 млн км) от Солнца и афелием 2,884 а.е. (431,5 млн км), основную часть времени находясь во внутренней части Главного астероидного пояса. Его орбитальный период составляет 1340 дней — три года и восемь месяцев. Оценки размеров «небесной Украины» колеблются в диапазоне от 10 до 38 км. Один оборот вокруг собственной оси астероид совершает за 7 часов 17 минут, о его массе ученые пока вообще ничего не могут сказать, но такая ситуация вполне естественна для тел этого класса. Видимый блеск объекта в наилучших условиях для наблюдений может достигать 14-й звездной величины, и тогда его можно попытаться увидеть собственными глазами в крупные любительские инструменты (с диаметром объектива не менее 40 см). Впрочем, такие благоприятные условия наступают редко.

Астероид Гаспра. Источник: NASA

Так случилось, что названия первых «украинских астероидов» связаны с Крымом. Это 390 Альма, 748 Симеиза, 814 Таврида, 951 Гаспра (кстати, Гаспра стала первым «небесным камнем», сфотографированным с близкого расстояния космическим аппаратом). Ничего удивительного в этом нет — во второй половине XIX и первой половине XX века Крымский полуостров благодаря своим благоприятным климатическим условиям стал местом повышенной «астрономической активности» ученых Российской Империи и СССР. В целом же в честь украинских городов, поселков, научных и культурных деятелей названо почти полторы сотни объектов Главного астероидного пояса.

Астероиды, названия которых связаны с Украиной. Источник: The Universe. Space. Tech