Кольца Сатурна помогли уточнить характеристики его ядра

Для изучения внутреннего строения планет-гигантов ученые обычно используют данные об их гравитационных полях, собираемые космическими аппаратами. К сожалению, возмущения, создаваемые центральной частью (т. е. ядром) подобных небесных тел довольно слабы, что серьезно ограничивает точность измерений.

Кольца Сатурна. Источник: NASA/JPL-Caltech/Space Science Institute

Чтобы обойти эту проблему, команда американских исследователей избрала другой путь. Они проанализировали архив наблюдений миссии Cassini за кольцом C. Дело в том, что колебания гравитационного поля Сатурна могут создавать волны плотности в его кольцах. Это дает возможность использовать их в качестве своеобразного сейсмографа, позволяющего заглянуть в недра планеты.

Результаты исследования преподнесли несколько сюрпризов. Раньше предполагалось, что Сатурн обладает относительно небольшим твердым ядром, окруженным гелиево-водородной оболочкой. Однако, объединив гравиметрические данные с измерениями кольца C, астрономы пришли к выводу, что его радиус составляет примерно 60% от радиуса планеты. Это примерно на 40% больше предыдущих оценок.

Внутренне строение Сатурна. Источник: Caltech, R. Hurt/IPAC

Другой неожиданностью стало то, что, судя по всему, в недрах планеты нет четкой границы, отделяющей ядро от внешнего окружения. Само же по себе ядро является достаточно «рыхлым». Его общая масса оценена в 55,1 земных. Из них 17,4 массы Земли приходится на каменные породы и лед, остальное — на водород и гелий.