VLT обнаружил экзопланету с массой вдвое меньше Венеры

В 2019 году космический телескоп TESS обнаружил три экзопланеты, обращающиеся вокруг звезды L 98-59 — красного карлика, расположенного на расстоянии 35 световых лет от Солнца. В ходе нового исследования международная команда астрономов сумела уточнить характеристики этих миров, а также найти как минимум одну экзопланету, «пропущенную» TESS.

Система L 98-59 в представлении художника. Источник: ESO/M. Kornmesser

Для этого ученые воспользовались эшелле-спектрографом ESPRESSO (Echelle Spectrograph for Rocky Exoplanets and Stable Spectroscopic Observations), смонтированным на Очень большом телескопе Европейской Южной обсерватории (VLT ESO). Наблюдения показали, что масса ближайшей к звезде экзопланеты составляет примерно половину венерианской. На данный момент это самый легкий внеземной мир, масса которого была определена при помощи метода лучевых скоростей.

Масса второй экзопланеты в 2,2 раза превышает земную, третьей — в 1,9 раза. Исходя из данных о диаметрах этих миров, астрономы пришли к выводу, что первые две планеты системы L 98-59, расположенные ближе к звезде, вероятно, сухие. Если там и есть вода, то ее очень мало. Средняя плотность третьего мира заметно меньше, а это значит, что вода может составлять до 30% его массы. Впрочем, стоит иметь в виду, что равновесная температура поверхности экзопланеты составляет около 140°C, что значительно уменьшает шансы на ее обитаемость.

Сравнение L 98-59 и Солнечной системы. Источник: ESO/M. Kornmesser

Также VLT удалось обнаружить более удаленные экзопланеты, которых раньше не замечали. Существование четвертого мира уже подтверждено, пятый пока числится в списке кандидатов. В отличие от первых трех, они не являются транзитными, что не позволяет определить их диаметры и, как следствие, среднюю плотность. Однако известно, что масса четвертой планеты втрое превосходит земную, а равновесная температура ее поверхности составляет 70°C.

Но наибольший интерес представляет потенциальный пятый мир. Данные VLT говорят о том, что его масса в 2,5 раза превосходит массу Земли, а равновесная температура составляет 12°C. Таким образом, если существование этой экзопланеты удастся подтвердить, она, безусловно, станет приоритетной целью для телескопов следующего поколения.