Hubble сфотографировал уцелевшего компаньона сверхновой звезды

В 2001 году астрономы зафиксировали вспышку сверхновой в галактике NGC 7424. Она находится на расстоянии 40 млн световых лет от нас в созвездии Журавль. Событие получило обозначение SN 2001ig. В дальнейшем вспышка была классифицирована как сверхновая типа IIb.

Сверхновые типа IIb достаточно редки. Они вспыхивают при коллапсе гелиевых ядер массивных звезд, лишившихся значительной части или всей своей водородной оболочки. Первоначально астрономы предполагали, что в процессе эволюции светило может само сбросить оболочку посредством очень мощных звездных ветров. Однако результаты новых наблюдений показали, что далеко не все звезды способны на это.

В результате, астрономам пришлось пересмотреть модели. Сейчас считается, что примерно в половине случаев потеря водорода в таких системах происходит из-за звезды-компаньона, перетягивающей на себя внешнюю оболочку своего соседа, который впоследствии становится сверхновой.

Чтобы подтвердить теорию, астрономам нужно было найти звезду-компаньона, уцелевшую после вспышки сверхновой типа IIb. В числе выбранных для изучения объектов оказался и остаток SN 2001ig. Наблюдения проведенные в 2002 году Очень Большим Телескопом ESO, и в 2004 году телескопом Gemini South указали на возможность присутствия внутри него звезды. Через 12 лет, когда остаток сверхновой достаточно потускнел, ученые направили на него телескоп Hubble.

Звезда-компаньон, выжившая при вспышке сверхновой SN 2001ig. Источник: NASA, ESA, S. Ryder (Australian Astronomical Observatory), and O. Fox (STScI)

Их ждал успех. Hubble действительно удалось сфотографировать выжившего компаньона погибшей звезды, который и лишил ее водородной оболочки. Это очень важное открытие. Раньше астрономам удавалось фиксировать лишь спектры звезд-компаньонов сверхновых. Сейчас же Hubble сумел получить прямое изображение подобного объекта, что подтверждает верность принятых моделей.