VLT и ALMA изучили звездообразование в соседних галактиках

Нам уже известно, что звезды рождаются в газовых облаках. Но какой именно фактор запускает процесс звездообразования и какую роль в этом играет галактика в целом, остается загадкой. Чтобы лучше понять этот процесс, астрономы выполнили серию наблюдений ряда близких к нам звездных систем. Для этого они использовали спектрограф MUSE, установленный на Очень большом телескопе Европейской Южной обсерватории (VLT ESO), а также комплекс радиотелескопов ALMA.

Изображения пяти галактик, полученные VLT и ALMA. Источник: ESO/PHANGS

MUSE способен получать спектры различных космических объектов, что дает возможность определять их свойства и природу. В данном случае ученые использовали его для отслеживания новорожденных звезд и окружающего их горячего газа. Он освещается и нагревается молодыми светилами, что служит триггером для запуска новых вспышек звездообразования. В свою очередь, ALMA особенно хорошо приспособлен для картографирования облаков холодного газа — структур, которые обеспечивают «строительный материал» для формирования новых светил.

В общей сложности, в ходе исследования MUSE выполнил наблюдения 30 тысяч туманностей и получил 15 млн спектров различных регионов галактик. С другой стороны, наблюдения ALMA позволили построить карты около 100 тысяч областей холодного газа в 90 галактиках.

Объединив эти данные, астрономы получили детальные изображения ряда соседних галактик, демонстрирующие различные их компоненты. В частности, ученые впервые сумели выделить индивидуальные ячейки звездообразования. Это дало им возможность прямо наблюдать газ, из которого рождаются звезды, сами молодые звезды и различные стадии их последующей эволюции.