TESS обнаружил кандидата в сверхновую звезду

Используя данные, собранные космическим телескопом TESS, астрономы обнаружили любопытную звездную систему, получившую наименование HD265435. Расчеты показывают, что в будущем она обречена превратиться в сверхновую.

Система HD265435. Источник: University of Warwick/Mark Garlick

HD265435 расположена на расстоянии 1500 световых лет от Земли. Она состоит из двух компонентов: белого карлика и звезды главной последовательности, масса которой примерно на 40% меньше солнечной. Оба тела находятся на тесной орбите и совершают один оборот вокруг друг друга за 100 минут.

Из-за столь небольшой дистанции гравитация белого карлика серьезно деформировала звезду-компаньона, из-за чего ее форма сейчас скорее напоминает каплю. Кроме того, он постепенно перетягивает вещество соседа, наращивая свою массу.

Расчеты показывают, что всего через 70 млн лет оба тела сольются воедино. Их общая масса составляет 1,65 солнечной, что больше предела Чандрасекара, определяющего максимально допустимую массу белого карлика. Так что, когда это произойдет, HD265435 взорвется с выделением огромного количества энергии и образованием нейтронной звезды.