Главная Новости Млечный Путь над Телескопом новой технологии

Млечный Путь над Телескопом новой технологии

Астрономия Новости

Представленное изображение демонстрирует ослепительную полосу Млечного Пути, нависающую над горной грядой, посреди которой расположена башня. Она принадлежит Телескопу новой технологии (NTT) — одному из наиболее важных инструментов в истории современной астрономии.

Телескоп новой технологии. Источник: ESO/P. Horálek

Как известно, чем больше главное зеркало телескопа — тем больше света он может собрать. Но с увеличением его размера обостряется проблема обеспечения идеальной точности поверхности. Астрономы обнаружили, что у зеркал диаметром свыше пяти метров качество изображения значительно ухудшается из-за того, что сила тяжести начинает искажать их форму.

Решением этой проблемы стала технология адаптивной оптики. Ее суть заключается в оснащении телескопа тонким деформируемым главным зеркалом, которым можно управлять при помощи системы опор. Они позволяют корректировать искажения поверхности, вызываемые гравитацией.

Увидевший свой первый свет в 1989 году NTT стал первым в истории телескопом, получившим полностью адаптивную оптику. Другой его важной новинкой стала новаторская вентиляционная система, позволившая существенно уменьшить турбулентность воздуха. Эти инженерные решения обеспечили качественный скачок в наземной астрономии и стали стандартом, который использовался в конструкциях всех последующих крупнейших телескопов мира.