Радиотелескоп показал джеты галактики IC 4296

Используя южноафриканский радиотелескоп MeerKAT, астрономы получили впечатляющее изображение галактики IC 4296. Оно демонстрирует ряд ранее неизвестных структур, появившихся благодаря активности ее сверхмассивной черной дыры.

Галактика IC 4296 и ее радиоджеты. Источник: SARAO, SSS, S. Dagnello and W. Cotton (NRAO/AUI/NSF) / J. Condon et al.

IC 4296 расположена на расстоянии порядка 160 млн световых лет от Млечного Пути. Она представляет собой эллиптическую галактику, являющуюся источником мощного радиоизлучения. Оно исходит от двух джетов, созданных расположенной в центре системы вращающейся черной дырой, масса которой примерно в миллиард раз превосходит солнечную.

Благодаря MeerKAT астрономы установили, что джеты IC 4296 имеют намного более сложную структуру, чем считалось ранее. Их изначально прямые струи становятся нестабильными сразу за пределами галактики, где часть электронов ускользает, создавая несколько слабых радионитей (на снимке они видны ниже IC 4296). Между яркими струями и внешними слоями имеются гладкие «ленты», заполняющие «каналы», созданные в газе уже рассеявшимися джетами более раннего периода активности.

«Ленты» в конечном итоге останавливаются межгалактическим газом примерно в миллионе световых лет от центра IC 4296 и образуют характерные кольца. На снимке их можно увидеть в левом радиолуче. По словам исследователей, это открытие позволит лучше понять природу внегалактических радиоисточников.

По материалам: https://www.engineeringnews.co.za