Главная Статьи «Звезда человечества» закатилась раньше срока

«Звезда человечества» закатилась раньше срока

Редакция «Вселенная, пространство, время»

Космонавтика

Humanity-Star-2-e

Наверное, многие из наших читателей по вечерам следили за яркими точками, которые движутся среди недавно загоревшихся на темном небе звезд. Такими для наземных наблюдателей выглядят искусственные спутники Земли (самолеты, как правило, несложно отличить от них по мигающим бортовым огням). Как и Луну, все эти спутники мы можем видеть только благодаря отраженному солнечному свету: стоит им спрятаться в земную тень, как все они становятся недоступными невооруженному глазу. Поэтому среди ночи их можно наблюдать только летом в достаточно высоких широтах; в основном же они видны либо вскоре после заката, либо в предрассветные часы.

В первые годы космической эры наблюдения за спутниками с Земли велись регулярно, часть их даже запускалась специально для этих целей. Теперь это скорее «побочный эффект» присутствия большого количества искусственных объектов на околоземных орбитах; многие из них уже давно выведены из эксплуатации и относятся скорее к категории космического мусора. И вот недавно после длительного перерыва в космосе снова оказался спутник, специально рассчитанный на то, чтобы его можно было увидеть с поверхности нашей планеты без помощи инструментов. Он стал частью полезной нагрузки ракеты Electron, первый успешный запуск которой частная компания Rocket Lab осуществила 21 января 2018 г. со своего космодрома в Новой Зеландии.

Спутник получил название Humanity Star — «Звезда человечества». Он представлял собой сферу из углеволокна диаметром чуть больше метра и массой 10,3 кг, покрытую 76 отражающими элементами треугольной формы и лишенную какой бы то ни было электронной «начинки», то есть это был классический пассивный отражатель для «перенаправления» солнечных лучей. В оптимальной для наблюдателя конфигурации — при пролете через зенит во время прохождения перигелия орбиты на высоте 290 км — видимый блеск спутника достигал 1,6 звездной величины, что немного ниже блеска самых ярких звезд зодиакального пояса и заметно слабее ярчайших звезд ночного неба — Арктура и Веги (не говоря уже о Сириусе). В общем, говорить о том, что такое «светило» привлечет к себе внимание обывателей, и без того не очень часто поднимающих глаза к небу, можно было лишь с большой натяжкой.

Расчетный срок жизни Humanity Star должен был достичь девяти месяцев, однако наблюдения за ним показали, что разреженная газовая оболочка Земли на больших высотах оказывает заметно большее аэродинамическое сопротивление, чем ожидалось. Даже несмотря на сравнительно высокий апогей (исходно он был равен 520 км), спутник тормозился довольно быстро, и уже в начале марта стало ясно, что его дни сочтены. 22 марта он вошел в плотные слои земной атмосферы и сгорел в ней.

«Зеркальная сфера» изначально планировалась как одноразовый эксперимент, который неожиданно вызвал довольно резкую отрицательную реакцию астрономов. Дело в том, что им уже давно приходится иметь дело с отражающими объектами на околоземных орбитах, серьезно мешающих астрономическим наблюдениям. Самые известные из них — спутники связи Iridium первого поколения с их большими плоскими блестящими антеннами, пускающими яркие «солнечные зайчики». Иногда сотрудникам обсерваторий приходилось даже прерывать экспозиции, когда расчеты показывали, что через исследуемый участок неба может пролететь яркий посторонний объект — чтобы излучение от его вспышки не повредило светочувствительную аппаратуру. Несложно понять, что при увеличении числа «отражательных» спутников подобные помехи неизбежно коснутся и космических телескопов.

Конечно, оценки запуска Humanity Star как «акта вандализма над ночным небом», появившиеся в некоторых изданиях, выглядят слегка преувеличенными, однако следует признать, что неизбежное расширение доступа частных компаний к рынку пусковых услуг вызовет и рост числа желающих «отметиться» на орбите таким нехитрым образом (особенно с учетом того, что цена выведения килограмма полезной нагрузки в будущем должна и далее снижаться). Поэтому часть экспертов предлагают уже сейчас начать разработку законодательных ограничений, препятствующих запуску «мерцающего космического мусора». В конце концов, если кому-то хочется потешить свое тщеславие или продемонстрировать свою уникальность — для этого пока имеется достаточно возможностей и в пределах земной атмосферы.