№8 (157) 2017

2017 Журнал

Будущее человечества

Многие выдающиеся деятели науки в последнее время склонны пессимистически оценивать будущее нашей цивилизации, которая с завидным упорством сама создает себе проблемы — от оружия массового уничтожения до глобальных климатических изменений, вызванных техногенной активностью. Казалось бы, в таких условиях должно быть непозволительной роскошью мечтать об освоении других планет и межзвездных перелетах. Но самый известный ученый современности — британский физик и космолог Стивен Хокинг — так не считает. По его мнению, развернув масштабный проект космической экспансии, человечество сможет по-новому взглянуть на свои перспективы, осознав, наконец, свое место во Вселенной.

Стивен Хокинг

Большой и маленький мир. Роль телескопов и микроскопов в нашем понимании себя и Вселенной

В древности, когда главным инструментом познания окружающего мира был человеческий глаз, из-за его принципиальных ограничений ученые не могли непосредственно наблюдать многие объекты, и в первую очередь — те, которые имеют малые размеры (живые клетки, бактерии, вирусы, молекулы…). Соответственно тогдашняя наука очень мало могла сказать о структуре материи и масштабах Вселенной. Но стоило появиться первым несовершенным телескопам и микроскопам, как сразу последовала настоящая лавина открытий, каждое из которых приоткрывало очередную важную тайну мироздания.

Эрик Бетциг