Hubble измерил скорость роста экзопланеты

Благодаря данным, собранным телескопом Hubble, ученым удалось измерить скорость роста молодой экзопланеты. Это первый подобный случай в истории астрономии.

На данный момент астрономам удалось обнаружить свыше 4 тыс. экзопланет. Но абсолютное большинство из них найдено при помощи косвенных методов. Пока что не более двух десятков внесолнечных миров доступно для прямых телескопических наблюдений. Среди них и газовый гигант PDS 70b.

Экзопланета PDS 70b в представлении художника. Источник: NASA, ESA, STScI, Joseph Olmsted (STScI)

PDS 70b обращается вокруг недавно сформировавшегося оранжевого карлика, расположенного на расстоянии около 370 световых лет от Земли в созвездии Центавра. Масса экзопланеты в пять раз превосходит юпитерианскую, орбита проходит на расстоянии 20 а.е. от звезды, возраст оценивается в 5 млн лет. Ввиду молодости, система все еще заполнена газом и пылью, который служит строительным материалом для формирующихся миров. PDS 70b окружен собственным аккреционным диском, который «перекачивает» это вещество, что позволяет планете продолжать наращивать массу.

Чтобы узнать скорость роста PDS 70b, астрономы обратились за помощью к телескопу Hubble. Проведя серию наблюдений в УФ-диапазоне, ему удалось измерить поток излучения от падающего на планету вещества, что в свою очередь дало возможность определить скорость набора массы. По результатам анализа астрономы пришли к выводу, что PDS 70b почти завершила процесс роста. При нынешней скорости поглощения вещества она наберет не более 1% от массы Юпитера за следующий миллион лет.

Экзопланета PDS 70b (фото Hubble). Источник: Joseph DePasquale (STScI)

Hubble также обнаружил несколько локальных горячих точек, чья температура в десять раз превосходит температуру поверхности планеты. Они, по мнению исследователей, соответствуют силовым линиям магнитного поля, вдоль которого и осуществляется перенос вещества.

По материалам https://exoplanets.nasa.gov