Chandra нашел титан в остатке сверхновой Кассиопея А

Примерно 11 тыс. лет назад в созвездии Кассиопея взорвалась массивная звезда. Свет от этого взрыва должен был достичь нашей планеты где-то в конце XVII века. Однако, судя по отсутствию каких-либо записей в исторических хрониках, его никто не заметил. По всей видимости, вспышку заслонили от нас облака межзвездной пыли. Лишь в 1947 году астрономы обнаружили в созвездии Кассиопеи мощный радиоисточник, соответствующий остатку «пропущенной» сверхновой. Он получил название Кассиопея А.

Кассиопея А. Источник: NASA/NuSTAR/CXC/RIKEN/T. Sato et al.

Благодаря близости к Земле и своей молодости, Кассиопея А является объектом пристального изучения со стороны многих астрономов и астрофизиков. В частности, их интересуют процессы формирования тяжелых элементов. Сверхновые часто называют звездными кузницами. В ходе процесса взрывного нуклеосинтеза в них образуются все химические элементы — от углерода до железа.

В случае с Кассиопеей А ученые давно пытались найти титан — а точнее, его стабильный изотоп, соответствующий тому титану, который мы широко используем в повседневной жизни. Чтобы решить эту задачу, исследователи задействовали рентгеновский телескоп Chandra. Проанализировав результаты наблюдений, выполненных обсерваторией в период с 2000 по 2018-й, им удалось найти следы стабильного изотопа титана. По оценкам, его масса в остатке сверхновой превышает массу Земли.

В качестве иллюстрации своего открытия ученые опубликовали новое комбинированное изображение Кассиопеи А, демонстрирующее распределение различных химических элементов в остатке сверхновой. Оранжевый цвет соответствует железу, фиолетовый — кислороду, зеленый — кремнию, а голубой — титану.