Hubble сфотографировал туманность Ожерелье

На этом снимке телескопа Hubble запечатлена планетарная туманность PN G054.2-03.4, также известная как туманность «Ожерелье». Она расположена на расстоянии 15 тыс. световых лет от Солнца в созвездии Стрелы.

Планетарная туманность PN G054.2-03.4 (фото Hubble). Источник: ESA/Hubble & NASA, K. Noll

В далеком прошлом PN G054.2-03.4 представляла собой пару солнцеподобных звезд. Одна из них подошла к концу своего жизненного цикла и начала расширяться, превращаясь в красного гиганта. В ходе этого процесса умирающее светило настолько увеличилось в размерах, что орбита звезды-компаньона начала проходить прямо через верхние слои его атмосферы.

Скорость вращения красного гиганта увеличилась. Вследствие центробежной силы он начал активно терять вещество, что и привело к формированию туманности диаметром в два световых года. Характерные яркие объекты, которые можно увидеть на снимке Hubble, — это наиболее плотные сгустки выброшенного газа.

Что касается двух звезд, то они настолько сблизились, что расстояние между ними сократилось до нескольких миллионов километров. Поэтому мы не можем различить их по отдельности и видим лишь одну яркую точку в центре туманности. Сейчас светила совершают оборот вокруг друг друга всего за сутки.

По материалам: https://esahubble.org