№11-12 (160) 2017

Химия жизни в космосе и на Земле

Вопрос о возникновении жизни занимает одно из центральных мест в современных естественнонаучных исследованиях. Как бы удивительно это ни звучало, большую часть своей истории человечество в основном не отрицало множественности обитаемых миров. Исключений было два — католическая церковь, отстаивавшая богоизбранность и единственность земного человечества, и естественнонаучная мысль XX века. Однако наука не стоит на месте: новые данные о составе межзвездного вещества говорят о том, что биологические молекулы возникают не только в водных растворах на поверхностях планет (как это, вероятно, произошло на Земле), но и в газово-пылевых облаках, внутри которых формируются звезды и планеты. А значит, жизнь во Вселенной может оказаться вполне обыденным явлением…

Мария Рагульская

Развитые технологии: неотличимы от магии… или от природы?

В свое время выдающийся писатель-фантаст Артур Кларк сформулировал постулаты, известные как «три закона Кларка». Первый из них гласит, что если именитый, но немолодой ученый утверждает, что нечто возможно, то почти наверняка он прав. Но если тот же ученый говорит, что нечто невозможно — он почти наверняка ошибается. Согласно второму закону, узнать, где лежат пределы возможного, удается, только преодолев их и выйдя в область невозможного. Третий же закон утверждает: любая достаточно развитая технология неотличима от магии. Именно этот закон стал движущей силой исследований в рамках проекта SETI, ведущихся с целью поиска разумной жизни за пределами Земли. Как же она должна себя проявлять, какие ее внешние признаки нужно искать астрономам среди сотен миллиардов звезд Млечного Пути?

Джилл Тартер

Телескоп Аресибо — «Святой Грааль» радиоастрономии

В 2016 г. завершилось строительство китайского полукилометрового радиотелескопа FAST, ставшего крупнейшим астрономическим инструментом в своем классе. До этого рекорд по величине одиночного отражателя более полувека удерживал 305-метровый рефлектор Аресибо на острове Пуэрто-Рико. История его строительства и эксплуатации отображает тернистый путь науки последней трети XX века и начала нового тысячелетия, а многие из сделанных с его помощью открытий существенно повлияли на развитие астрономии и наши представления об окружающем мире. В сентябре 2017 г. легендарный инструмент серьезно пострадал от нескольких ураганов, бушевавших над Карибским бассейном. Незадолго до этого увидеть его своими глазами посчастливилось представителю редакции журнала «Вселенная, пространство, время».

Владимир Манько