NASA опубликовала постер черной дыры

В рамках программы популяризации астрономии и космических исследований NASA опубликовала постер одного из ярчайших на небе источников рентгеновского излучения. Он известен под обозначением Лебедь Х-1.

Постер черной дыры Лебедь Х-1. Источник: NASA/JPL-Caltech

Лебедь Х-1 был открыт в 1964 году. В дальнейшем удалось установить, что он является компаньоном голубого сверхгиганта HD 226868. По мере накопления данных об этой системе ученые заподозрили, что Лебедь Х-1 представляет собой черную дыру звездной массы, постепенно поглощающую вещество своего компаньона. А источником рентгеновского излучения является окружающий ее аккреционный диск.

В 1974-м Стивен Хокинг и Кип Торн даже заключили шуточное пари по поводу природы этого объекта. Хокинг поставил на то, что Лебедь Х-1 не является черной дырой. Спустя 16 лет он вынужден был признать поражение.

До 2021 года считалось, что Лебедь Х-1 находится на расстоянии 6000 световых лет от Земли, а его масса составляет 14,8 солнечных. Но недавно астрономы провели переоценку дистанции до системы. По новым данным, она составляет 7200 световых лет. В свою очередь, это означает, что масса Лебедь Х-1 заметно больше, чем предполагалось, и превышает солнечную в 21 раз.

По материалам: https://exoplanets.nasa.gov