Главная Новости Chandra зафиксировал рентгеновское излучение Урана

Chandra зафиксировал рентгеновское излучение Урана

Астрономия

Космическая обсерватория Chandra впервые зарегистрировала рентгеновское излучение, испускаемое Ураном. Астрономы считают, что эта находка поможет раскрыть некоторые тайны ледяного гиганта.

Рентгеновское изображение Урана. Источник: NASA/CXO/University College London/W. Dunn et al/W.M. Keck Observatory

Рентгеновское излучение несет информацию о многих свойствах небесных тел, в том числе об их взаимодействии с солнечным ветром, и процессах, идущих в атмосфере и магнитосфере. Его зафиксировали от большинства планет Солнечной системы, комет, Плутона и Ио. А вот наблюдения за ледяными гигантами Ураном и Нептуном долгое время не приводили к успеху. Но теперь это изменилось.

Группа британских астрономов опубликовала результаты наблюдений за Ураном, выполненных рентгеновским телескопом Chandra в 2002 и 2017 годах. Им удалось обнаружить вспышки, соответствующие рентгеновскому излучению. При этом его поток в 2002-м был значительно сильнее. Исследователи связывают это обстоятельство с повышенной солнечной активностью в том году.

По мнению ученых, основная часть рентгеновского излучения исходит от атмосферы и колец Урана. В случае с кольцами оно образуется в результате столкновений заряженных частиц из радиационных поясов планеты с их частицами. В случае с атмосферой излучение возникает в результате рассеяния рентгеновских лучей солнечного спектра.

Свою роль также могут сыграть и полярные сияния. Точный механизм их образования на Уране до сих пор остается загадкой для астрономов. Дело в том, что ось вращения седьмой планеты почти параллельна плоскости ее орбиты, а магнитные полюсы смещены и не совпадают с географическими. Это делает полярные сияния Урана необычайно сложными и изменчивыми.