№6(131) 2015

Космическая инфляция: загадка первых мгновений Вселенной

По мере приближения к началу нашего мира космологи сталкиваются со все более экстремальными условиями — невероятно высокими плотностями, температурами, энергиями… Однако даже на этом фоне то, что случилось с нашей Вселенной в первые наносекунды Большого Взрыва, поражает воображение: судя по всему, в этот момент пространство невероятно расширилось, причем скорость этого расширения на порядки превышала скорость света. Сейчас ученые предпринимают все возможные усилия, чтобы хоть как-то «заглянуть» в эти поистине судьбоносные мгновения.

Джо Данкли

Гравитационные волны: самое ожидаемое открытие XXI века

Общая теория относительности Альберта Эйнштейна, которой в этом году исполняется 100 лет, признана научным сообществом именно потому, что все сделанные с ее помощью предсказания позже нашли свое экспериментальное или наблюдательное подтверждение. Не удалось пока зарегистрировать лишь одно важное следствие этой теории — трудноуловимую «рябь» пространства-времени, возникающую, например, в моменты гибели массивных звезд или при гравитационном взаимодействии сверхплотных объектов. Однако астрономы продолжают активно работать в этом направлении.

Мартин Хендри

Крабовидная туманность: тайны звездных катаклизмов

Некоторые небесные объекты астрономы не без основания считают «подарками судьбы» — так много интересных явлений и закономерностей они позволяют изучить. Одним из наиболее известных примеров такого объекта является небольшая газовая туманность, возникшая сравнительно недавно, уже во времена письменной истории человечества. Совершенно случайно в знаменитом каталоге туманных объектов, составленном Шарлем Мессье в конце XVIII века, она оказалась под первым номером.

Игорь Малов