№12 (137) 2015

Загадки двойных астероидов

В январе 2016 г. исполняется 215 лет со дня открытия первого астероида, позже названного в честь римской богини плодородия Цереры (правда, теперь это небесное тело отнесено к категории карликовых планет). Долгое время об их физических свойствах астрономы рассуждали только теоретически, в основном исходя из кривых блеска и спектральных данных. В частности, долгое время оставался открытым вопрос, могут ли эти небольшие небесные тела иметь собственные спутники. Точку в дискуссии поставил космический аппарат Galileo, в 1993 г. сфотографировавший с близкого расстояния астероид Иду (243 Ida). На снимках вблизи него четко просматривалась полуторакилометровая «астероидная луна»…

Ирина Коваленко

Астероидная угроза цивилизации

Столкновения планет Солнечной системы и их спутников с малыми телами — кометами и астероидами — на ранних этапах эволюции нашей «планетной семьи» были вполне обычным делом: об этом свидетельствует хотя бы густо усыпанная метеоритными кратерами поверхность Луны. В том, что «угроза с неба» до сих пор не потеряла актуальности, своими глазами убедились три года назад жители российского Челябинска. Впрочем, тогда пострадавшие в большинстве своем отделались легким испугом и порезами от разбившихся стекол. Но астрономы не исключают возможности столкновения с Землей намного более крупного объекта, которое может иметь намного более серьезные последствия. Не являются ли подобные катастрофические события естественными «ограничителями» временных рамок существования высокоразвитых цивилизаций на планетах иных звезд, не ждет ли такая же участь нашу цивилизацию?

Борис Жиляев

Первый год научных наблюдений Gaia

Прогресс в изучении Вселенной не в последнюю очередь определяется тем, насколько глубоко мы в нее способны проникнуть — в частности, насколько далеко от нас расположены небесные объекты, до которых мы умеем определять расстояние, и с какой точностью мы можем это сделать. Новая европейская космическая обсерватория Gaia, несущая на борту два длиннофокусных телескопа, уже проявила свои впечатляющие возможности в этом направлении.

Владимир Карташов