№10(135) 2015

От Гиппарха до Gaia: координаты светил и развитие науки

Первыми астрономами двигало не только любопытство: наука о небе возникла из практических потребностей человека. Наблюдение за движением небесных тел позволяло определять и хранить время, что было необходимо для сельского хозяйства, навигации и религиозных ритуалов, помогавших организовывать большие массы людей. А когда ученые начали задумываться об устройстве Вселенной и о нашем месте в ней, они поняли (хоть на это у них и ушли тысячелетия), что для получения ответов на важнейшие вопросы мироустройства необходимо научиться как можно точнее определять положения звезд и планет, дающие возможность, в частности, вычислить расстояния до них.

Владимир Карташов

Как измерить небеса?

Вся история астрометрии представляет собой постоянное усовершенствование астрономических инструментов и методов наблюдений с целью как можно более точного измерения положений небесных тел. Но, даже зная эти положения с максимально возможной точностью, необходимо определиться, от чего вести отсчет их координат. Времена, когда астрономы помещали Землю внутрь «сферы неподвижных звезд», давно миновали: теперь мы знаем, что все в нашей Вселенной подвижно и нестабильно, и «привязаться» на небе, собственно, не к чему! Как же сейчас решается эта действительно серьезная проблема?

Александр Вшивцев

Осколок Атлантиды

Легенда об Атлантиде — могучей древней цивилизации, поглощенной водами океана — возникла, разумеется, не на пустом месте. Вероятнее всего, она является отражением реальной природной катастрофы, свидетелями которой невольно стали жители Старого Света многие тысячелетия назад. Одним из подобных событий, поразивших воображение современников, должен был стать взрыв вулкана Санторини на острове Тера (Фера) в Эгейском море. Результаты раскопок местных поселений демонстрируют нам весьма развитое сообщество с высоким уровнем материальной культуры и широкими «международными связями», практически одномоментно прекратившее свое существование примерно за 1700 лет до нашей эры.

Михаил Видейко