№2 (127) 2015

Планетное общество

После завершения в 1975 г. программы «Союз-Аполлон» США прекратили пилотируемые полеты, сосредоточившись на строительстве многоразовых кораблей Space Shuttle, которое отнимало все большую часть бюджета NASA. Часто средства выделялись за счет других программ, в том числе по изучению других планет. Чтобы переломить эту тенденцию, трое ученых решили создать общественную организацию, призванную активизировать исследования других миров, а также поиски жизни вне Земли. В итоге в 1980 г. мир узнал о Планетном обществе. Имена его основателей — Карла Сагана, Брюса Мюррея и Луиса Фридмана (Carl Sagan, Bruce Murray, Louis Friedman) — уже были хорошо известны в научных кругах.

Сергей Гордиенко, Алексей Гордиенко, Павел Александров

Великое объединение нейтронных звезд

В первом приближении все нейтронные звезды — «продукты» гравитационного коллапса массивных светил после исчерпания термоядерного горючего — можно представить как 10-километровые шарики, состоящие из сверхплотной материи и вращающиеся с огромной скоростью. А дальше начинаются сюрпризы: одни из них генерируют мощные вспышки высокоэнергетического излучения, другие — стабильно излучают в рентгеновском диапазоне, третьи мы можем наблюдать благодаря испускаемым ими радиоимпульсам… Почему эти объекты выглядят «со стороны» настолько разными? Можно ли описать все это разнообразие в рамках единой модели — построить теорию Великого объединения нейтронных звезд?

Сергей Попов

Город на краю бездны

Зоны столкновения океанических и материковых плит, окаймляющие Тихий океан, формируют так называемое Тихоокеанское огненное кольцо — наиболее сейсмически активную область планеты. Здесь расположено большинство действующих вулканов, а мощные землетрясения, сопровождающиеся разрушениями и человеческими жертвами, происходят почти ежегодно. Относительно спокойный участок кольца располагается на западном побережье США, где по территории штата Калифорния пролегает разлом Сан-Андреас. Но и на этот благодатный уголок время от времени обрушиваются удары стихии, а ученые уже не первый год пытаются их предсказать и минимизировать их последствия.

Дмитрий Грищенко