Hubble обнаружил признаки вулканической атмосферы на экзопланете

В 2015 году астрономы обнаружили экзопланету, получившую обозначение GJ 1132 b. Она обращается вокруг красного карлика, расположенного на расстоянии 39 световых лет от Солнца и по возрасту сопоставимого с ним. Ее радиус на 13% превосходит земной, а масса — на 65%. Орбита планеты проходит на небольшом расстоянии от родительской звезды: один оборот она совершает всего за 1,6 суток.

Экзопланета GJ 1132 b в представлении художника. Источник: NASA, ESA, and R. Hurt (IPAC/Caltech)

В ходе недавнего исследования ученые воспользовались телескопом Hubble, чтобы изучить GJ 1132 b. Их ожидал сюрприз. Оказалось, что этот мир имеет достаточно плотную атмосферу, богатую водородом, циановодородом, метаном и аммиаком, а также содержащую углеводородную дымку.

Дело в том, что согласно существующим моделям изначально GJ 1132 b представлял собой «субнептун» — мир со скалистым ядром, окруженный протяженной газовой оболочкой, состоящей из водорода и гелия. Но за миллиарды лет излучение звезды должны было полностью сдуть атмосферу экзопланеты, оставив лишь голое ядро.

Исходя из того, что GJ 1132 b все же обладает газовой оболочкой, а также анализируя особенности ее химического состава, астрономы пришли к заключению, что она является «вторичной». По всей видимости, планета сумела обзавестись новой атмосферой благодаря непрекращающейся вулканической активности. Ее «подпитывают» приливные взаимодействия, вызванные вытянутостью орбиты GJ 1132 b (нечто подобное наблюдается на юпитерианском спутнике Ио).

Спектр экзопланеты GJ 1132 b. Источник: NASA, ESA, and P. Jeffries (STScI)

Что касается найденного космической обсерваторией водорода, то он частично остался от первоначальной атмосферы. Значительные объемы этого газа успели раствориться в магматических породах, а сейчас они постепенно высвобождаются в ходе извержений.